Афоризмы о творчестве, стиле и авторах

  • № 12414

    Дилетант - кто готов только на радость творчества, но не на муки


  • № 12406

    Успех автора - это произведение интересных мыслей на умение их донести


  • № 12394

    Мемуары пишутся ещё и затем, чтобы неназойливо и как бы мимоходом прихвастнуть


  • № 12385

    Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком


  • № 12368

    Реклама - самая интересная и самая трудная форма современной литературы


  • № 12275

    Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность.


    Сальвадор Дали
  • № 12222

    Писательство есть Рок. Писательство есть fatum. Писательство есть несчастие.


    Василий Розанов
  • № 12211

    Если вы в состоянии уследить за чужой мыслью, то вы читатель. А если умудряетесь за своей – писатель.


  • № 12210

    Писатель, который сам себе не противоречит - это догматик


  • № 12123

    Когда б вы знали, из какого сора

    Растут стихи, не ведая стыда...


    Анна Ахматова
  • № 12113

    Каждую мысль, которую я заковал во фразу, я обязан освободить своими делами.


    Халиль Джебран
  • № 11934

    Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным.


    Люк де Клапье Вовенарг
  • № 11677

    Тяжелее добиться простоты, чем усложненности.


    Стив Джобс
  • № 10878

    Гоняться за литературной известностью — это бегать нагишом посреди роя ос.


    Пьер Буаст
  • № 10862

    Писать - значит читать себя самого.


    Макс Фриш
  • № 10582

    Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве.


    Дени Дидро
  • № 10576

    Поэзия заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.


    Ромен Роллан
  • № 10560

    Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь, разумеется, наивно, но писать без веры в это тоже невозможно.


    Константин Паустовский
  • № 10559

    Считаю, что основа литературы - воображение и память, и поэтому я против записных книжек. Когда берешь фразу из записной книжки и вставляешь в текст, который пишется уже в другое время, при другом настроении, - она сразу жухнет и умирает. Записные книжки лично я признаю только как жанр.


    Константин Паустовский
  • № 10554

    Береги остаток чувства,

    Храни хоть творческую ложь:

    Лишь в легком челноке искусства

    От скуки мира уплывешь.


    Александр Блок
  • № 10544

    Идти до конца — значит не только сопротивляться, но также дать себе волю. Мне необходимо чувствовать свою личность постольку, поскольку в ней живет ощущение того, что выше меня. Иногда мне необходимо писать вещи, которые от меня ускользают, — но именно они и доказывают, что есть во мне что-то сильнее меня.


    Альбер Камю
  • № 10530

    Когда художник принимает решение разделить участь всех, он утверждает себя как личность.


    Альбер Камю
  • № 10528

    Истинно высокое произведение всегда — как греческая трагедия, как творения Мелвилла, Толстого или Мольера — приводит в равновесие реальность и бунт, и они, сообщая друг другу силу, прорываются к свету, как вечно бьющийся родник самой жизни, радостной и мучительной. Вот тогда-то и рождается порой совершенно новый мир, отличный от повседневного и все-таки тот же самый, особый и вместе с тем универсальный, чистый и незащищенный, вызванный к жизни на несколько часов силой и неудовлетворенностью гения.


    Альбер Камю
  • № 10510

    Голодный повар - как это может быть? А вот бывает же: поэт похож на голодного повара; он, создающий из жизни обед для других, сам остается голодным. И что ужасно - как будто в отношении писателя так и должно быть: сытым писателя так же трудно представить, как голодным повара.


    Михаил Пришвин
  • № 10509

    Каждый из нас в лице своем гений, единственный в своем роде: один раз пришел и в том же лице никогда не придет. В лице своем каждый гений, но трудно добиться, чтобы люди лицо это узнали. Да и как его узнать, если не было еще на свете такого лица? И вот почему критики, если появляется на свет оригинальный писатель, прежде всего стараются найти его родство с каким-нибудь другим, похожим на него писателем.


    Михаил Пришвин
  • № 10508

    Лучшее средство уничтожить поэзию - это заставить поэтов писать непосредственно на пользу государству, потому что существо поэзии направлено к спасению личности человека, а не типа его, рода, всяких групп, государств.


    Михаил Пришвин
  • № 10505

    Ничего не понимаю в стихах. Настоящая проза может быть куда поэтичней.


    Михаил Пришвин
  • № 10495

    Жить и сгорать у всех в обычае,

    Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

    Когда ей к свету и величию

    Своею жертвой путь прочертишь.


    Борис Пастернак
  • № 10481

    Мечты - не знаки безграмотности, но отличия утонченных душ.


    Николай Рерих
  • № 10439

    Поэзия и наука тождественны, если под наукой должно разуметь не одни схемы знания, но сознание кроющейся в них мысли. Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какою-нибудь из способностей нашей души, но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом «разум».


    Виссарион Белинский
  • № 10433

    Красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы без отдыха, без передышки, не зная усталости, не страшась опасностей, вечно искать истину, которая вечно от него ускользает.


    Анатоль Франс
  • № 10423

    Когда человек хочет узнать – он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни – он выдумывает.


    Максим Горький
  • № 10422

    Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.


    Александр Пушкин
  • № 10377

    Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым.


    Гюстав Флобер
  • № 10375

    То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль - это сама жизнь, это кровь мысли.


    Гюстав Флобер
  • № 10374

    Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.


    Гюстав Флобер
  • № 10369

    Последовательность создает стиль, так же как постоянство создает силу.


    Гюстав Флобер
  • № 10364

    Есть фразы, остающиеся в голове, неотступно преследующие, подобно мелодиям, которые все время звучат в ушах и настолько сладостны, что причиняют боль.


    Гюстав Флобер
  • № 10363

    Есть два врага у того, кто хорошо пишет: во-первых, публика, потому что стиль заставляет её думать, побуждает к работе мысли, а во-вторых - правительство, ибо оно чувствует, что мы — сила, а власть не терпит рядом с собой никакой другой власти.


    Гюстав Флобер
  • № 10361

    Весь талант писателя, в конце концов, состоит лишь в выборе слов.


    Гюстав Флобер
  • № 10352

    На дне искусства, как гнездо брожения, лежит веселость. 


    Виктор Шкловский
  • № 10351

    Художник – не трамвай, чтобы бежать по железным рельсам.


    Виктор Шкловский
  • № 10339

    Задача литературы - превращать события в мысли.


    Джордж Сантаяна
  • № 10334

    Неизвестность и ожидание. Самые трепетные состояния. Как правило, мы заранее знаем, о чем тот или иной роман, а как, должно быть, это было прекрасно, когда "Анна Каренина" публиковалась в журнале: что там будет дальше? чем кончится? В этом художественном средстве что-то есть. И как оно нынче индустриализировалось в голое любопытство, на манер Уоллеса и Конан Доила. В истинно культурном государстве таких людей объявляли бы вне закона.


    Роберт Музиль
  • № 10327

    Несвоевременность без вечности. Разве писатели не хотят писать для своего времени? Разве нет у них иллюзии, что они живут в этом времени как в чем-то восходящем, которое и их личное восхождение облегчит? Обыкновенно так оно и есть, и даже большие дарования разделяют иллюзии своего времени в том, что время это прекрасно. Быть относительно свободным от своего времени - есть относительная надвременность (вечность).


    Роберт Музиль
  • № 10325

    В лирике человек созревает раньше, чем в повествовательной прозе; это только кажется, что детские стишки ближе к взрослым, нежели истории, которые дети друг дружке рассказывают. Просто они рассказывают друг другу сказки, а в этом у меня слишком мало опыта. Может, все дело в том, что форма - в случае со сказкой это безусловно так - запечатлевается легче, чем форма повествования истории, которая и взрослому-то редко ясна до конца. У детских историй даже своя особая форма. Все мои истории всегда были без конца.


    Роберт Музиль
  • № 10297

    Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер.


    Василий Шукшин
  • № 10296

    Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает


    Василий Шукшин
  • № 10295

    Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"... Есть правда — есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой.


    Василий Шукшин
  • № 10292

    Попробуйте без всякого отношения пересказать любую историю - не выйдет. А выйдет без отношения, так это тоже будет отношение ... какой-нибудь равнодушный реализм.


    Василий Шукшин
  • 5
  • 10
  • 20
  • 30
  • 50
  • на страницу