Добавить запись

Петр Сытин: «ШАРИКОПОДШИПНИКОВСКАЯ УЛИЦА»

2 июля 2012, 16:40

 

До 1930-х гг. на месте улицы была свалка, именовавшаяся «Сукино болото». Здесь, действительно, некогда было болото, продолжавшее к западу Калитниковское, Грайворонское и другие болота на левом берегу реки Москвы. В XIV—XV вв. соседние с болотом деревни Дубровка и Кожухово принадлежали Крутицкому архиерейскому подворью, помещавшемуся в современных Алешинских (бывших Крутицких) казармах. Само болото в XVI в., вероятно, принадлежало боярину Ивана Грозного Сукину, по фамилии которого и получило свое название. Крутицкое подворье представляет собой ансамбль историко-архитектурных памятников XV—XVII вв., над строительством которых потрудились в XVII в. зодчие О . Старцев и Л. Ковалев. 

Из памятников подворья наиболее примечательны:

 

1) соборная церковь Успения с шатровой колокольней 1667 1688 гг.;

2) надвратный теремок 11681—1694 гг. и стена-переход от него XVII в.

 

Крутицкий теремок является замечательным памятником русского народного искусства. В его декоративном убранстве ажурная каменная резьба изумительно сочетается с красочной облицовкой изразцами. Поражаешься мастерству народных художников! Со времени постройки теремка минуло свыше двух с половиной веков, а его изразцовый убор так же ярок и живописен, словно только вчера вышел из рук мастера. С конца XVIII в. подворье было отдано под казармы. В нем помещались жандармы. Несколько монашеских келий было отведено для содержания политических заключенных. Сюда в начале сентября 1834 г. был переведен из Пречистенской полицейской части А. И. Герцен. Впоследствии, вспоминая свое пребывание в Крутицах, он писал: «В моей комнате стояла кровать без тюфяка, маленький столик, на нем кружка с водой... горела тонкая сальная свеча... В девять часов вечера при последнем звуке вестовой трубы солдат входил в. комнату, тушил свечу и запирал дверь на замок... Часовые с двух сторон коридора кричали каждые четверть часа протяжно и громко: Слу-у-шай!».

В 1764 г. после отчуждения в казну монастырских и церковных имений Дубровка и Кожухово стали деревнями казенных крестьян, занимавшихся главным образом хлебопашеством. В 1790 г. здесь была городская «выгонная земля», взятая из дач деревень Кожухово и Дубровки. «Земля песчаная, хлеб средственный, частью обрабатывается (земля) деревни Дубровки ведомства Коллегии Экономии крестьянами, а частию лежит впусте», — говорит документ того времени. Вероятно, «Сукино болото» было уже почти целиком сенокосным лугом, и только незначительная ею часть оставалась заболоченной. При постройке в 1886 г. городских боен Городская дума купила у крестьян деревни Дубровки 218,5 га земли, на которой были расположены корпуса боен и устроены поля орошения. Остальная же часть болота в начале XX в. была отведена под свалку мусора: сюда из города специальными обозами, а позднее трамваями, доставляли мусор, распределяли по поверхности свалки. За несколько десятков лет этот мусор настолько укрепил почву болота, что уже перед первой мировой войной оно было распланировано под строительные кварталы с сетью улиц и переулков; но до Октябрьской революции здесь ничего построено не было.

В 1903—1908 гг. болото пересекла Окружная железная дорога со станцией Угрешская. Приблизительно в это же время ветка Московско-Казанской железной дороги, проведенная к бойням еще в 1880-х гг., была продлена к западу, к нефтескладам «Ока» и «Нобель» на берегу Москвы-реки, а в 1915 г. от нее было сделано ответвление к заводу «АМО» (ныне автозавод имени И. А. Лихачева), со станцией Лизино в конце. Первая ветка проходила по южной границе деревни Дубровки, Ново-Симоновской слободки и слободки Арбатец. Вторая ветка шла с восточной стороны и параллельно Симоновскому валу. Эти ветки были соединены и с Окружной железной дорогой и явились как бы границами болота; за Окружной железной дорогой до реки простирались земли и строения деревни Кожухово. В 1932 г. близ указанных веток железных дорог на прежнем болоте был построен 1-й Государственный шарикоподшипниковый завод. Перед заводом появилась Шарикоподшипниковская улица. За прошедшие с того времени 20 с лишним лет улица превратилась в большую благоустроенную магистраль.

Улица начинается у Симоновского вала. У Новоостаповской улицы она поворачивает под тупым углом и идет до Кожуховской дороги. Длина ее — 2,9 км, средняя ширина — 59,1 м. В последние годы улица несколько изменила свое начало. Если идти в обратном направлении, она после Новоостаповской проходит прямой линией и как бы вливается в 1-ю Дубровскую улицу.  Между Новоостаповской улицей и шарикоподшипниковым заводом стоит большое трехэтажное здание Московского шинного завода. За шарикоподшипниковым заводом в его линии— большое четырехэтажное здание Дома культуры с библиотекой-читальней, кино и театром. За ним расположено еще такое же большое здание завода.

По другой стороне улицы стоят пятиэтажные жилые дома с благоустроенными квартирами для рабочих завода, в нижних этажах этих домов помещаются почта и телеграф, ателье для пошивки платья, кондитерская, гастрономический и книжный магазины, аптека, а в отдельном здании — комбинат пищевого обслуживания. От жилых домов его отделяет отходящая под прямым углом от Шарикоподшипниковской улицы 1-я улица Машиностроения. Шарикоподшипниковская улица имеет две проезжие части, залитые асфальтом. Одна, узкая, всего в несколько метров ширины, у домов, предназначена исключительно для подъезда к ним. Другая, широкая, возле заводов и Дворца культуры-— для транзитного и прочего движения. Между ними на всем протяжении центральной части улицы разбит довольно широкий бульвар. По обочине его у широкой мостовой проложены рельсы трамвая. Улица соединена трамваями и автобусами с центром города и со станцией метро «Автозаводская» в Ленинской слободе.

Параллельно с Симоновским валом вдоль ветки железной дороги к автозаводу имени И. А. Лихачева, так же как Шарикоподшипниковская, благоустроена новая, Велозаводская улица, названная по расположенному на ней заводу велосипедов и мотоциклов. Сейчас строительство больших домов перекинулось за линию Окружной железной дороги, в деревню Кожухово, ставшую рабочим поселком. Наряду с деревенскими избами здесь стоят уже многоэтажные благоустроенные жилые дома с магазинами, ателье и пр. в нижних этажах. По поселку проходит линия автобуса. Так, на месте дореволюционной глухой окраины, служившей свалкой сухих отбросов, социалистическая Москва в какие- нибудь два десятка лет создала благоустроенный район, дома и улицы которого превосходят застройку многих старых районов в центре города.

 




комментариев нет