Добавить запись

Петр Сытин: «ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ»

2 июля 2012, 16:39

 

Шоссе Энтузиастов, до 1919 г. Владимирское шоссе, являлось древней дорогой из Москвы во Владимир. В конце XIV в. оно постепенно заменило старую дорогу, шедшую по Ярославскому шоссе. В то время на дороге находился лишь Андроньев монастырь. Теперь монастырь носит название «Историко-архитектурный заповедник имени Андрея Рублева», который здесь похоронен. Монастырь — целый ансамбль памятников XVI—XVIII вв. Главнейшие из них: 

1) Спасский собор, сооруженный между 1410 и 1427 г.;

2) одностолпная трапезная палата 1504—1506 гг.;

 3) настоятельские палаты 1670 г. с сохранившимися частями главных ворот монастыря;

4) части стен и башен XVII—XVIII вв.

В XVII в. по Владимирской дороге шло оживленное торговое движение в село Рогожь (позднее город Богородск, ныне Ногинск). Ямщики лежавшей вблизи Рогожской слободы то и дело проезжали туда и обратно с седоками и товарами; шли и купеческие обозы. Недалеко от Москвы дорога вступала в лес, тянувшийся на десятки верст; остатки этого леса сохранились у Измайлова. В XVIII в. по Владимирской дороге московские купцы ездили с товарами на Нижегородскую ярмарку. Но, кроме деревни Андроновки, Рогожской заставы (ныне застава Ильича) и Анненгофской рощи, устроенной в 1730-х гг., на дороге не было почти никаких поселений. Во время чумы 1771 г. вблизи нее было устроено Рогожское старообрядческое кладбище.

В августе 1812 г. Владимирская дорога представляла собой необычайное зрелище: по ней ехали на лошадях и шли толпы оставлявших Москву жителей, нагруженных самыми разнообразными пожитками. До проведения железной дороги из Москвы в Нижний Новгород (1862 г.) по «Владимирке» гнали «по этапу» в Сибирь на каторгу или поселение ссыльных, часто с кандалами на руках и ногах. Их далеко за город провожали близкие и знакомые, а часто и совсем незнакомые люди. Политические ссыльные того времени были революционерами-одиночками, поэтому в неравной борьбе с царизмом они становились жертвами его произвола. В память о них Владимирское шоссе после Великого Октября переименовано районным Советом в шоссе Энтузиастов. В студенческой революционной песне старого времени так говорилось о движении политических ссыльных из Москвы в Сибирь по Владимирской дороге:

 

По дорожке большой, что на север идет,

Что Владимиркой сдревле зовется,

Цвет России идет, кандалами звенит,

И «Дубинушка» громко поется...

 

У Владимирской дороги, во второй половине XIX в. уже превращенной в шоссе, был построен в 11883 г. акционерами Московский металлургический завод Гужона (ныне «Серп и молот»). Против него, по другую сторону дороги, появились мастерские, товарная и пассажирская станции Нижегородской железной дороги. Пассажирская станция этого вокзала только в 1896 г. была перенесена отсюда в новое здание Курского и Нижегородского вокзалов на Садово-Земляном валу (ныне улица Чкалова). В 1860-х гг. дальше по шоссе, по другую его сторону, была построена сортировочная станция Казанской (Рязанской) железной дороги. Вскоре возле линии этой дороги на Владимирском шоссе был выстроен большой котельный завод Дангауэра и Кайзера, около которого возник рабочий поселок Дангауэровка. Напротив появился электролитейный завод Николаева. В советское время все старые заводы в этом районе были значительно расширены, снабжены новым оборудованием, а рядом с ними построены новые предприятия. Возле заводов (вдоль по шоссе и в стороне от него) построены рабочие поселки. Но как они отличаются от дореволюционных поселков! Вместо деревянных домишек на пыльных и грязных улицах сейчас стоят многоэтажные дома, снабженные всеми бытовыми удобствами; улицы асфальтированы и прекрасно освещены; возле жилых домов построены школы, клубы, разбиты скверы, цветники. На месте старой Дангауэровки теперь находится поселок Новые дома, заново распланированный и застроенный большими зданиями.

В конце шоссе возник Владимирский поселок. Подходящий здесь к шоссе Измайловский лес в значительной степени застроен дачами, а в ближайшей его части разбит Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина. Это самый большой из парков Москвы. Его лесной массив составляет свыше тысячи гектаров. Он в десять раз больше Центрального и вдвое больше Сокольнического парков культуры и отдыха. Но пока из этой огромной территории освоено лишь около пятой части. Измайловский парк — любимое место отдыха москвичей, которые проводят здесь свой досуг среди чудесной природы.

Шоссе асфальтировано и прямой линией уходит далеко на восток. Его пересекают в выемках пути Курской, Горьковской, Казанской и Окружной железных дорог и их соединительных веток; поэтому на шоссе находится несколько путепроводов-мостов. Шоссе Энтузиастов связано с центром города и с соседними местностями трамвайными линиями. К станции метро «Измайловская» ходит автобус, а линия метрополитена скоро будет продолжена от этой станции до шоссе. Кроме того, от поселка Новые дома многие едут в город в пригородных электропоездах Московско-Рязанской железной дороги.

Шоссе еще не закончено реконструкцией, оно находится   периоде большого строительства и захватывает все новые и новые свободные участки на востоке. По завершении строительства оно войдет в число лучших проспектов новой Москвы.

В один .из осенних дней 1918 г. в помещении столовой (ныне клуб) вагоноремонтных мастерских Курской железной дороги (современный дом № 30) на митинге железнодорожников выступил В. И. Ленин. Он подробно обрисовал положение республики, горячо призывал к борьбе с разрухой, к ремонту паровозов и вагонов и усилению доставки хлеба в центр.

С 1939 г. на шоссе Энтузиастов были построены: дом № 110—(112 (архитекторы Федоров, Буров и Виссинг); дом № 117 на углу с Авиамоторной улицей (архитекторы Орлов и Бобылев), дом № 1 (архитекторы Комаров и Крестин). В 1951 т. на шоссе построен 11-этажный жилой дом (архитекторы А. С. Алымов, Ю. Я. Сосенко, инженер-конструктор Д. П. Абрамов).

 




комментариев нет