Добавить запись

Петр Сытин: «ПРОСПЕКТ МИРА – 2»

2 июля 2012, 16:36

 

За бывш. Крестовской заставой и длинным путепроводом через Октябрьскую железную дорогу и соединительную ветку с ней Калининской железной дороги проспект Мира идет свыше 6 км по бывш. Ярославскому шоссе —до путепровода через Ярославскую железную дорогу у платформы Северянин, в 300 ж за Окружной железной дорогой. Ярославское шоссе до Всесоюзных сельскохозяйственной и промышленной выставок в последние годы застроено большей частью многоэтажными жилыми зданиями, с большими разрывами между ними. Сейчас же за съездом с путепровода идет направо переулок к Пятницкому кладбищу, возникшему во время чумы 1771 г., на котором за два почти столетия похоронено много знаменитых людей в различных областях.  Здесь находятся могилы великого русского актера М. С. Щепкина, профессора Т. Н. Грановского и других. На углу этого переулка с бывш. Ярославским шоссе сохраняются еще старые здания бывш. Гвоздильного завода. Дальше по той же стороне на Новоалексеевской улице стоит еще старая водокачка Мытищинского водопровода, получившая теперь, за ненадобностью для Москвы мытищинской воды, другое назначение.

Налево от шоссе, против Новоалексеевской улицы, идет проезд к заводу «Калибр». Дальше по шоссе стоят друг против друга первые большие здания, построенные на шоссе: нотопечатни — по левой стороне, и целый городок жилых зданий — по правой. За ними в отдалении видна с шоссе церковь Тихвинской богоматери в селе Алексеевском. По другую сторону бывш. Ярославского шоссе расположено Останкино. При раздаче Иваном Грозным в середине XVI в. своим ближним дворянам окружающих Москву земель оно досталось Александру Сатину, затем с 1584 г. числилось за дьяком В. Я. Щелкаловым; в 1617 г. перешло к князьям Черкасским, а в 1743 г. — к графам Шереметевым вследствие брака графа П. Б. Шереметева с княжной В. А. Черкасской.

С тех пор до Октябрьской революции оно находилось во владении Шереметевых. В 1683 г. Черкасскими была построена здесь церковь — прекрасный памятник архитектуры, а в 1793—1798 гг. для графа Н. П. Шереметева крепостными архитекторами П. Аргуновым, А. Мироновым, Г. Дикушиным, при участии Ф. Кампорези, Д. Кваренги и других был сооружен дворец-театр из дерева, великолепный памятник крепостного искусства. За дворцом был разбит регулярный сад. И церковь, и дворец, и сад входят теперь в состав музея «Останкино».

За Останкином на Ярославском шоссе размещена Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. За выставкой и по другую сторону шоссе выстроены здания гостиниц для посетителей выставки. В них во время фестиваля молодежи в 1957 г. проживали приехавшие на него со всего света юные поборники мира. В честь фестиваля, проходившего под девизом «За мир и дружбу» дано название — проспект Мира. В XII в. здесь проходила дорога из Киева и Смоленска в Ростов Великий и Суздаль. Владимир Мономах, проехавший по этой дороге в Суздаль, построил город Владимир-на-Клязьме, и с тех пор эта дорога стала называться Владимирской. По ней из Владимира в Киев проехал в середине столетия и сын Мономаха, Ю. В. Долгорукий, основатель Москвы.

В XIV в. в 60 верстах (71 км) от Москвы по этой дороге был основан Троице-Сергиевский монастырь, по которому дорога с конца XIV в. называлась Троицкой. Лишь когда в начале XIX в. по ней было проложено шоссе в Ярославль, оно было названо Ярославским. Дорога стала особенно оживленной е XIV в., когда в Троице-Сергиевский монастырь потянулись из Москвы богомольцы. Среди них были и великие князья, а позже — цари и царицы. Последние обставляли свои богомольные «походы» большой пышностью. Шли они, смирения ради, пешком, окруженные боярами, дворянами и охраняемые стрельцами. Пройдя несколько верст, останавливались отдыхать, обедать, ужинать, а ночью и спать, для чего вдоль дороги было построено несколько «путевых дворцов»: в селах Алексеевском, Тайнинском, Братовщине и др.

В 1395 г. по этой дороге была пронесена из Владимира в Москву «чудотворная» икона Владимирской богоматери в сопровождении духовенства и толп народа. Являясь выдающимся памятником древнерусского искусства, выполненным на высоком художественном уровне, эта икона Владимирской богоматери находится сейчас среди сокровищ старины в Третьяковской галерее. По Троицкой дороге, в границах от застав до современной Окружной железной дороги, с древних времен стояли села и деревни. Ближайшим было село Копытово на речке Копытовке, притоке Яузы. В XVII в. оно принадлежало князю Д. Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил в этом селе «путевой дворец», вдова князя Трубецкого соорудила близ него каменную церковь во имя «ангела» царя — «Алексея, человека божия» и село с тех пор (1647 г.) получило название «Алексеевское».

В 1676—1682 гг. рядом было построено новое здание Тихвинской церкви, с приделом во имя «Алексея, человека божия». Это здание сохранилось, а обветшалый храм 1647 г. был в 1824 г. разобран. Против села Алексеевского, земли которого простирались до заставы, по другую сторону дороги лежало в XVI в. село Останково (Останкино), о котором уже сказано выше, за ним к северу, близ дороги, находились: село Ростокино, в XVII веке принадлежавшее Троице-Сергиевскому монастырю; Свиблово, бывшее в XVII—XVIII вв. во владении Плещеевых, но упоминаемое уже в XIV в.; Леоново — князей Хованских и Медведково — князя Д. М. Пожарского, а в конце XVII в. — князя В. В. Голицына. Как видим, по Троицкой дороге близ Москвы устроили свои «подмосковные» самые знатные люди XVII в. Когда в 1731—1742 гг. вокруг Москвы был проведен сначала Компанейский, потом Камер-Коллежский вал с заставами, здесь, на Троицкой дороге, появилась Троицкая застава, в XIX в. переименованная в Крестовскую. Алексеевское стало большим торговым селом, жители которого поставляли в Москву сено и овощи. Возы с различными товарами тянулись по дороге в Архангельск и другие северные русские города, а из Архангельска (до постройки Петром I Петербурга) в Москву везли массу заморских товаров. Только с постройкой в 1860-х гг. Северной (Ярославской) железной дороги Троицкая дорога потеряла свое торговое значение.

С Троицкой дорогой в XVII в. связаны большие исторические события. В 1612 г. по ней прошло к Москве народное ополчение во главе с Мининым. В 1613 г. по ней въезжал в Москву из Костромы избранный на царство Михаил Федорович. В 1689 г. юный Петр, узнав о заговоре против него стрельцов, подстрекаемых сестрой его Софьей, проскакал по дороге из Преображенского в Троице-Сергиевский монастырь, укрылся за его крепкими стенами и сюда к нему потянулись по Троицкой дороге солдатские и раскаявшиеся стрелецкие полки. В XVIII в. Екатерина II, проездом в Троице-Сергиевский монастырь, заметила в Мытищах хорошую ключевую воду и велела провести ее в Москву. Устройство водопровода затянулось на 25 лет (1779 — 1804). С 1804 г. Москва стала получать 40 тыс. ведер воды в сутки, но в 1823 г. оказалось, что это не мытищинская, а сокольническая вода, просочившаяся в трещины проложенной в земле галереи. После этого в селе Алексеевском была построена водоподъемная станция, принимавшая подтекавшую к ней по галерее мытищинскую воду и перекачивавшая ее паровыми машинами по чугунным трубам в Москву. В 1850-х гг. галерея между Мытищами и Алексеевским была заменена чугунными трубами, а в 1892 г. для приема мытищинской воды с Алексеевской станции были выстроены в конце 1-й Мещанской улицы две большие водонапорные Крестовские башни, ставшие как бы воротами на Ярославское шоссе. Они снесены лишь в 1939 г., когда Москва уже не нуждалась в мытищинской воде.

Памятью о Мытищинском водопроводе служит видимый с Ярославского шоссе ростокинский акведук — каменный мост через реку Яузу, построенный в конце XVIII в., по которому проходила галерея Мытищинского водопровода у села Ростокина. После 1812 г. кое-где по Ярославскому шоссе и в его окрестностях появились маленькие, полукустарные заводы и большие текстильные фабрики в Леонове и других «подмосковных». Эти же «подмосковные» стали заполняться дачами москвичей. Хотя близ шоссе проходил Мытищинский водопровод, на шоссе и в его окрестностях население пользовалось водой из ручьев и неглубоких колодцев во дворах: эта местность лежала в уезде, а Мытищинский водопровод эксплуатировала Московская городская дума, для которой уезд был чужим районом.

Во второй половине XIX — начале XX в. утром по шоссе окрестные крестьяне везли в город на продажу овощи, молочные продукты, дрова, сено, уголь и пр. Ночью же из города по шоссе двигались обозы «золотарей», вывозившие нечистоты на лежавшие в районе современной Окружной железной дороги и за ней городские свалки. Ассенизационные обозы были примитивные, нечистоты расплескивались по дороге, и в воздухе долго стояла ужасающая вонь. «Приятность» путешествия по шоссе утром описывает М. Е. Салтыков-Щедрин в своей «Пошехонской старине»: «...После привала, сделанного в Братовщине... Москва была УЖЕ рукой подать! Верстах в трех полосатые верстовые столбы сменились высеченными из дикого камня пирамидами, и навстречу понесся тот специфический запах, которым в старое время отличались ближайшие окрестности Москвы.  — Москвой запахло, — молвил Олимпий на козлах. — Да, Москвой, — повторила матушка, проворно зажимая нос.»

В 1882 г. через пути Николаевской (Октябрьской) железной дороги и соединительной ветки между нею и Александровским (Белорусским) вокзалом был устроен длинный и узкий деревянный путепровод — коридор между деревянными стенками по сторонам, который шел ломаной линией от Крестовской заставы на Ярославское шоссе близ Пятницкого кладбища. Когда к последнему двигалась похоронная процессия из города (что бывало ежедневно), движение встречных и следующих за процессией экипажей почти приостанавливалось, так как объехать процессию не было возможности.

После Октябрьской революции Ярославское шоссе совершенно преобразилось. Въезд на него открывает построенный в 1937 г. широкий и прямой путепровод. Шоссе расширено, и его проезжая часть сплошь покрыта асфальтом. Стоявшие по сторонам шоссе ветхие домики снесены, и вместо них уже во многих местах стройной шеренгой тянутся крупные многоэтажные здания красивой архитектуры. На шоссе и близ него построены новые заводы, с домами, школами, клубами для рабочих. Несколько правее от шоссе высятся корпуса высших учебных заведений железнодорожного транспорта, а далее по шоссе расположены студенческие городки с общежитиями. За поворотам в Пушкинское (Останкино), где находится теперь Останкинский музей-усадьба и Парк культуры и отдыха имени Ф. Э. Дзержинского, высятся павильоны Всесоюзной промышленной и сельскохозяйственной выставки, открытой в 1939 г. К ней ведет с шоссе зеленый партер с грандиозной статуей рабочего и колхозницы, работы скульптора В. И; Мухиной.

По решению Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР выставка с 1954 г. сделана постоянной. В ее промышленном разделе особое внимание привлекает павильон «Атомная энергия в мирных целях», наглядно демонстрирующий мирную политику Советского государства и его неуклонную заботу о благосостоянии народа. Сельское хозяйство показано в ряде республиканских и отраслевых павильонов, как то: «Крупный рогатый скот», «Садоводство», «Пчеловодство», «Водное хозяйство» и т. д. Выставка широко популяризирует и внедряет в повседневную работу колхозов и совхозов опыт и достижения передовиков и научно-исследовательских учреждений. Она является подлинной школой тружеников сельского хозяйства. Богатейшие экспонаты выставки не только ярко показывают преобразование нашего сельского хозяйства, его высокие победы, невиданные урожаи, но и зовут колхозников к новым трудовым подвигам и достижениям. В 1956 г. ее посетили миллионы трудящихся нашей страны, а также свыше тысячи иностранных делегаций. Всесоюзная промышленная и сельскохозяйственная выставка в Москве имеет мировое значение.

За выставкой выросла целая улица с переулками — Текстильщики, теперь Сельскохозяйственная, в домах которой проживают рабочие окрестных предприятий. Жилищное строительство продолжает расти здесь из года в год. До Великою Октября на Ярославском шоссе не было никакого массового общественного транспорта. В 1923 г. по нему, от Крестовской заставы до Останкина, прошла первая трамвайная линия. К открытию выставки она была доведена до Текстильщиков. Сейчас здесь еще сохранилось трамвайное движение. Кроме того, по шоссе открыто автобусное и троллейбусное движение, связывающее центр города с окрестными дачными местами.

После Великой Отечественной войны на Ярославском шоссе началось строительство больших административных, производственных и жилых зданий. В 1951 г. во владении № 20—26 построен жилой дом в десять-одиннадцать этажей (архитекторы Я.А. Аар-Бабамян, Б. И. Бранденбург, В. Н. Соколов, инженер-конструктор Г. В. Чернышев). В 1954 г. по проекту архитектора И. И. Ловейко закончена постройка дома № 79—97, имеющего посредине 12-этажное административное здание, а по сторонам ею, по линии улицы, два десятиэтажных жилых здания с 600 квартирами в две-четыре комнаты. Во дворе имеются еще два шестиэтажных жилых здания, по 50 квартир в каждом, построенные по типовому проекту домов на Песчаных улицах.

Напротив дома № 79—97, по другой стороне шоссе, возведено такое же здание по проекту того же архитектора И. И. Ловейко. Лишь среднее здание в нем имеет 14 этажей. Шоссе расширено, асфальтировано, прекрасно освещено. «Сейчас проведена линия пятой очереди метро (от станции четвертой очереди «Ботанический сад»), которая связала район выставки и проспект Мира со всем городом.

 

 




комментариев нет