Добавить запись

Петр Сытин: «КУТУЗОВСКИЙ ПРОСПЕКТ - 2»

2 июля 2012, 16:25

 

Кутузовский проспект за Дорогомиловской заставой охватывает бывш. Можайское шоссе до Окружной железной дороги, за исключением небольшого его отрезка в начале, отошедшего к Б. Дорогомиловской улице. В древности здесь шла дорога, связывавшая Москву с древним городом Можайском, с XV в. ставшая торговой дорогой между Москвой и Смоленском, а через последний — с западными русскими и заграничными городами. По этой дороге в XV-—XVII вв. проезжали в Москву многочисленные посольства из западноевропейских государств, шли на Москву вражеские полчища и проходили русские войска для защиты западных границ государства. Уже в XVI в. в километре от этой дороги, за рекой Хзылей и на берегу Москвы-реки, лежало село Фили, принадлежавшее боярам князьям Мстиславским. В XVII в. им владел тесть царя боярин И. Д. Милославский, а в конце того же века перешло к родственникам Петра I — Нарышкиным, в роду которых находилось до XIX века. 

В 1692 г. Нарышкины построили в селе великолепную церковь Покрова, положившую начало особому «нарышкинскому» стилю в архитектуре. Здание церкви стоит доныне. Оно является выдающимся памятником древнего русского зодчества. Великолепно его пышное декоративное убранство, поражающее широтой творческой фантазии и мастерством исполнения. Тонкое кружево узора украшений подчеркивает легкость постройки. Терраса, обрамляющая низ храма, и отходящие от нее широкие лестницы гармонически связывают это чудесное здание с окружающей природой.

От Можайской дороги село отделяли пашни и огороды крестьян села Фили. В 1742 г., когда вокруг Москвы был проведен Камер-Коллежский земляной вал, Дорогомиловская застава на Можайской дороге стала границей между Дорогомиловской улицей и почти незастроенной Можайской дорогой. После 1771 г. движение на дороге усилилось. За Дорогомиловской заставой, между дорогой и рекой Москвой, было открыто одно из восьми больших кладбищ — Дорогомиловское, возле которого вскоре появились харчевни, лавки гробовщиков и мастерские памятников. Позже за православным кладбищем появилось еврейское. Слобода стала застраиваться, и в начале XIX в. дорога между заставой и кладбищем была шоссирована. Так появилось Можайское шоссе.

В конце XVIII в. между заставой и Филями, близ Можайской дороги находилось несколько частных боен и салотопенных заводов, чрезвычайно загрязнявших всю местность. В 1812г. русские войска после Бородинской битвы отступали к Москве по Можайской дороге, и 1 сентября в ближайшей к ней крестьянской избе села Фили фельдмаршал князь М. И. Кутузов созвал военный совет, который решил временно отойти от Москвы, чтобы сохранить армию и тем спасти Россию. Изба, в которой происходил военный совет, сгорела в 1863 г. На ее месте выстроена новая изба, являющаяся в настоящее время музеем, материалы которого повествуют о жизни и деятельности М. И. Кутузова и других героев Отечественной войны 1812 г. В экспозицию музея включены приказы и письма (в фотокопиях), представлены портреты генералов — участников исторического совета, а также славных русских партизан. Большое вниманью привлекают личные вещи великого полководца, образцы обмундирования и вооружения русских войск того времени. Перед зданием установлен памятник М. И. Кутузову.

С Поклонной горы на Можайском шоссе Наполеон впервые увидел Москву и напрасно ожидал здесь депутацию с ключами от города. В Дорогомилове, по преданию, он провел ночь, остановившись в каком-то трактире. Французские войска вступили в Москву через Дорогомилово. На Дорогомиловском кладбище похоронены в братской могиле герои Отечественной войны 1812 г. В настоящее время Дорогомиловское кладбище ликвидировано, церковь и надгробия снесены, и на месте кладбища сейчас разбивается районный парк. Гранитный обелиск, сооруженный Моссоветом в 1940 г. над могилами 300 участников Бородинской битвы, перенесен к музею «Кутузовская изба».

В конце XIX — начале XX в. между Дорогомиловским кладбищем и Камер-Коллежским валом, близ реки Москвы, появились Трехгорный пивоваренный и Трехгорный цементный заводы, а против кладбища, по другую сторону шоссе, выросла новая Дорогомиловская слобода. Последняя стала особенно сильно застраиваться деревянными домиками с 1900 г., когда вблизи прошла Киево-Воронежская железная дорога. Способствовала застройке слободы и пересекшая в 1903—1908 гг. Можайское шоссе Окружная железная дорога со станцией Кутузово. На Можайском шоссе, между Дорогомиловской заставой и кладбищем, появился бульвар, обсаженный деревцами, с вкопанными в землю скамейками. На этих скамейках отдыхали большей частью люди, возвращавшиеся с кладбища.

После того как в 1870 г. возле села Фили прошла Смоленская (ныне Калининская) железная дорога, оно стало ближайшей к Москве дачной местностью. Кунцево, Мазилово и другие селения по Можайскому шоссе тоже превратились в дачные местности. Неузнаваемо стало шоссе после Великой Октябрьской социалистической революции и в годы пятилеток. Здесь наиболее полно и ярко осуществлена ансамблевая застройка улицы стильными и многоэтажными жилыми домами по проектам лучших советских архитекторов. Этими домами застроены обе стороны шоссе от заставы до моста Окружной железной дороги и Кутузовская слободка за ним. Шоссе озеленено и летом представляет собой красивую аллею. Оно на всем своем протяжении гудронировано, и по нему беспрестанно движутся троллейбусы и сотни машин. Фили связаны с городом трамвайным и автобусным сообщением. На месте прежних огородов между Можайским шоссе и селом Фили появились красивые жилые дома.

С Поклонной горы, с которой Наполеон любовался Москвой в 1812 г., теперь открывается совершенно иной вид на новую, реконструированную советскую столицу. На Можайском шоссе после Великой Отечественной войны построены большие дома: Моссовета, на 1 200 квартир — по проекту архитекторов Архипова и Дормидонтова; Управления жилищного строительства, в 9 этажей — по проекту архитектора Емельянова; Центрального управления делами Министерства путей сообщения, в 12 этажей — по проекту архитектора Розенфельда; в 7 этажей — по проекту архитектора Вольфензона.

15 октября 1956 г. на доме № 31 по бывш. Можайскому шоссе установлена мемориальная доска из красного полированного гранита с надписью: «В этом доме в 1945—1955 гг. жил и работал выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский». Над надписью — барельефный портрет композитора. Скоро на Кутузовском проспекте появится возле Окружной железной дороги станция метро, проведенного от Киевского вокзала до бывш. села Фили, теперь входящего в состав города Москвы.

 




комментариев нет