Добавить запись

Петр Сытин: «КАРЕТНЫЙ РЯД И ПЕТРОВКА»

20 июня 2012, 1:54

Улица Петровка за Бульварным кольцом сохраняет свое название до Успенского и Среднего Каретного переулков. Продолжение ее до Садовой-Каретной улицы носит название Каретный ряд. Длина улицы равна всего 344 м. В 1504 г. здесь, по-видимому, проходила «Олешинская дорога» местного значения. В конце XVI и в XVII в. проходила дорога от Петровского монастыря к Убогому дому, стоявшему на углу современной площади Коммуны и Самарского переулка. По ней в XVII в. в «семик» шел туда из Петровского монастыря крестный ход.

В XVIII в. реформы Петра I внесли в московский быт много заимствований с Запада. Дворянство при Екатерине II, особенно его высшие и средние круги, стремилось в одежде, убранстве жилищ, времяпрепровождении подражать высшему парижскому обществу. Разговорным языком в этой среде был французский. Недаром Грибоедов в «Горе от ума», описывая приезд в Россию француза из Бордо, говорит, что он здесь ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве с друзьями — своя провинция.

Подражание французским модам сказалось и на транспорте: вместо старинных дедовских колымаг, кибиток и возков стали пользоваться каретами и колясками. В них, особенно в каретах, одинаково удобно было ездить по городу и за городом, а потому спрос на них в конце XVIII в. был особенно велик. Это вызвало появление за Петровскими воротами, где издавна находился Тележный ряд, Каретного ряда. Улица Петровка за Петровскими воротами была в начале XVIII в. аристократической частью города. Предполагают, что здесь в XVI в. был один из загородных дворцов Василия III, с садом, тянувшимся от современного Бульварного до Садового кольца, позже в XVII в. превращенный в один из посольских дворов и ликвидированный в конце того века.

В XVIII в. здесь стояли загородные дворы знатнейших лиц: губернатора Москвы при Петре I — боярина князя М. Г. Ромодановского, сибирского воеводы князя М. П. Гагарина, князя И. И. Щербатова, князя А. Л. Мещерского, дьяка А. В. Герасимова и других. На месте нынешнего сада «Эрмитаж» находился загородный двор «светлейшей княгини» Д. Меншиковой. На углу Страстного бульвара и Петровки в XVIII и частью в XIX в. был дом князей Гагариных. Напротив этого владения архитектор О. И. Бове построил в 1800 г. для князя Щербатова большой дом. После 1812 г. здесь были размещены военно-рабочие батальоны, для чего по улице были выстроены двухэтажные каменные казармы. Со второй половины XIX в. эти казармы были использованы для жандармерии, почему и назывались жандармскими.

После Великого Октября в доме № 38 разместилось Управление милиции г. Москвы. Недавно для расширения Петровки корпуса бывших казарм по улице снесены, а по сторонам двора, торцом к улице, построены шестиэтажные корпуса административного здания. Ближе к Земляному валу по обеим сторонам Каретного ряда в XVII в. тянулись огороды, впереди которых на арендованной земле находились мелкие деревянные дома и лавки ремесленников и торговцев Тележного ряда. Между ними уже в 1716.г. были три дома каретников: Е. Дорофеева, С. Якимова и К. Стефанова.

В 1741—1743 гг. двор княгини Меншиковой принадлежал лейб-гвардии Измайловского полка солдату Ф. В. Зиновьеву и тянулся по улице на 234 м, т. е. на 2/3 длины современного Каретного ряда. Впереди него по улице стояло 13 лавок Тележного ряда. По другой стороне, между современными Средним и Малым Каретными переулками, в это время выходил на улицу пустырь, образовавшийся, очевидно, после грандиозного пожара Москвы в 1737 г.

К северу от Малого Каретного переулка располагался двор дворянки А. И. Вельяминовой, а за ним до Земляного вала шел двор купца И. Петрова с десятком лавок разных владельцев. Через 50 лет, в 1793 г., лавки носили уже название Каретного ряда, хотя улица еще называлась Петровкой. Двор Зиновьева принадлежал Зиновьевым же; двор и огород Вельяминовой перешли к сенатору А. А. Ржевскому. Все лавки сгорели в пожар 1812 г., причем имеются свидетельства, что их подожгли сами каретники, чтобы готовые экипажи не достались врагу.

В 1818 г. возобновлены были и торговали только 14 лавок, но принадлежали они уже новым владельцам. Кроме карет и колясок, здесь в это время продавался экипаж «гитара» — дрожки с сиденьем посреди в виде скамейки от козел к задку, на которое мужчины садились верхом, а женщины — боком. В XIX в. из этого экипажа образовался первый московский общественный экипаж для передвижения по городу — «линейка». От него же произошли и обыкновенные дрожки; для линейки сиденье было удлинено, для дрожек — средняя часть его опущена до подножки. Часть бывшего двора сенатора Ржевского на углу Малого Каретного переулка выделилась в особый двор купца Г. Ф. Маркова, построившего по улице несколько каретных лавок, и оставалась в его роду целое столетие — до Великой Октябрьской революции.

Владельцы каретных лавок по обеим сторонам улицы уже не арендовали, а приобрели в собственность дворы, на которых под навесами стояли готовые для продажи кареты, коляски, дрожки.  Пустырь между Средним и Малым Каретными переулками принадлежал в 1820-х годах известному тогда богачу, почетному гражданину Лобкову, который построил трехэтажное здание, сохранившееся до сих пор. Это — дом № 2, в котором сейчас находится Московский городской библиотечный техникум.

Владенье Зиновьевых (около 2,5 га) с большим садом перешло в 1849 г. к жене надворного советника Соколовой, в 1867 г. числилось за коллежским асессором Герценом, в 1914 г. за Воробьевым. В 1890-х годах в саду этого владения были заведены различные народные развлечения, открыт ресторан и летний театр «Эрмитаж». В 1894 г. аренда сада перешла к владельцу соседнего дома по Каретному ряду Я. В. Щукину, построившему в нем постоянный театр. В театре была оперетта Щукина и гастролировали почти все приезжавшие летом в Москву труппы и отдельные знаменитости.

В этом помещении 14 октября 1898 г. спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого начал свою деятельность Художественно-общедоступный театр. Уже первые спектакли принесли молодому театру заслуженную славу. Здесь современники увидели премьеры пьес А. П. Чехова «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901). А. М. Горький писал, что «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве». Поставив перед собой высокую задачу борьбы за идейность в работе режиссера и актера, Художественный театр создал новые сценические формы, определил пути развития русского и мирового театра. В этом помещении он пробыл до 1902 г.

В 1918 г. здесь был открыт Дворец Октябрьской революции имени Свердлова, в котором работали драматическая труппа и опера. Много лет сад и театр «Эрмитаж» занимал театр имени Моссовета, Незадолго до Великой Отечественной войны в нем была построена большая сцена, кинотеатр и эстрада. С 1903 по 1920 год в доме № 4 жил К. С. Станиславский. В соседнем Большом Спасском (после — Большом Каретном) переулке жил до 1847 г. в своем доме (ныне № 16) великий русский актер М. С. Щепкин. Этот дом является одним из крупнейших мемориальных памятников Москвы. Здесь М. С. Щепкина посещали А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, нередко собирались у него В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, И. С. Тургенев. В доме № 12 по этому же переулку жила в молодости великая русская артистка М. Н. Ермолова, в память которой переулок в 1956 г. переименован в улицу Ермоловой.

С 1913—1914 гг. крупные фирмы каретников в Каретном ряду стали продавать в своих лавках также легковые автомобили, появившиеся в Москве на смену конному транспорту. После Великого Октября эти лавки с мастерскими при них превратились в автомобильные гаражи нескольких государственных учреждений, существующие и поныне. В первой пятилетке здесь был построен первый в Москве двухэтажный гараж (дом № 4), в котором автомобили по круговым пандусам въезжают на второй этаж. На углу Каретного ряда № Садовой-Каретной улицы построен 10-этажный жилой дом (архитектор Е. Смирнов) для артистов балета ГАБТ и сотрудников Министерства лесной промышленности СССР. Улица сейчас значительно расширена, асфальтирована, на ней проложена линия троллейбуса.




комментариев нет