Добавить запись

Петр Сытин: «УЛИЦА АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО»

19 июня 2012, 23:21

    Улица переименована в 1945 г. в память виднейшего советского писателя А. Н. Толстого, проживавшего на ней в доме № 2. Еще в 1911 г. А. М. Горький назвал его «новой силой русской литературы». Высокого расцвета достигает творчество А. Н. Толстого после Великой Октябрьской социалистической революции. Его книги «Хождение по мукам», «Хлеб», «Петр Первый» вошли в золотой фонд советской литературы. Писатель-гражданин А. И. Толстой деятельно участвовал в жизни нашей страны, активно выполнял высокие обязанности депутата Верховного Совета СССР, представлял нашу общественность на международных конгрессах.

   Ранее улица называлась Спиридоньевской, или Спиридоновкой, и являлась в XIX и начале XX в. одной из улиц привилегированного сословия Москвы. Полсотни лет назад историк П. И. Бартенев называл ее улицей, «где по преимуществу живут люди, принадлежащие к достаточному и образованному сословию, где тишина и нет суетливой торговли». В это время на смену родовой и чиновной знати пришла знать промышленно-торговая.

    В новых особняках, построенных лучшими архитекторами, проживали Морозовы, Тарасовы, Рябушинские и другие владельцы заводов, фабрик и банкирских контор. Улица появилась не ранее середины XVI в. В то время здесь было «загородье» — пустынная болотистая местность, «Козье болото», названное так, вероятно, по обилию диких коз. Павел Иовий в XVI в. писал: «В смежных с городом (Москвою) полях находится невероятное множество диких коз». Возможно, что в XVII в., когда здесь находилась «патриархова козья слобода», часть коз была приручена, их стада содержались в загонах, а шерсть с них шла для нужд патриаршего двора.

    Не случайно появление здесь в конце XVI в. церкви Спиридона. Этот святой в молодости был пастухом. Вокруг этой церкви в XVII в. и располагалась Козья слобода, а ближе к Никитским воротам — Ново-Никитская слобода государевых тяглецов. После большого пожара 1712 г. улица заселилась людьми разного чина и звания. В начале XVIII в. улица выходила на обширную площадь, находившуюся перед Никитскими воротами, но к 1739 г. эта площадь была застроена, и улица получила современный выход на улицу Качалова. В 1744 г. на Спиридоновке было 42 двора: 21 —по одну сторону и 21 — по другую. Большинство дворов принадлежало причтам ближайших церквей и чиновникам. Кроме дворов, на улицу выходило три огорода и «пустырь безгласный», т. е. никому не принадлежавший.

    В 1796 г. среди владельцев дворов по Спиридоновке были представители родовой и титулованной знати (графиня Е. Ф. Мусин-Пушкина, княгиня А. П. Шаховская, жена камер-юнкера М. А. Наумова, бригадир Д. Ф. Алфимов), офицеры, чиновники и, конечно, причты прилегающих церквей. В 1812 г. все дома на улице (исключительно деревянные) сгорели. После пожара дворы перешли к другим владельцам, которые построили новые дома, но опять деревянные. На плане Москвы 1850 г., изданном в 1851—1852 гг., видны выходящие на улицу лишь три каменных дома и каменная церковь Спиридона.

   В 1814 г. владение Воронцова между Гранатным переулком и Спиридоновкой (№ 17) приобрел поэт и министр юстиции в отставке И. И. Дмитриев, который построил здесь для себя, по проекту А. Л. Витберга, небольшой деревянный дом в глубине двора и собственными руками насадил обширный сад. Умер он 3 октября 1837 г., но еще за два дня до смерти сажал в саду акации. Дом И. И. Дмитриева на Спиридоновке представлял собой «приют, сияньем Муз согретый». Здесь бывали Пушкин, Вяземский, Гоголь и другие.

   В особенности часто посещал Дмитриева П. А. Вяземский, посвятивший его дому стихотворение, начинающееся словами: Я помню этот дом, я помню этот сад, Хозяин их всегда гостям своим был рад, И ждали каждого с радушьем теплой встречи Улыбка светлая и прелесть умной речи... После смерти Дмитриева его дом и сад были приобретены Н. Т. Аксаковым, братом писателя, и в роду Аксаковых находились около полустолетия.

   Дом снесен в 1893 г., и на его месте построен огромный особняк Морозовых (архитектор Ф. О. Шехтель), в архитектуре которого сочетались готические и мавританские мотивы, обработанные в стиле модерн. От улицы дом был отгорожен высокой металлической решеткой. Позже он принадлежал Рябушинским. Это — современный дом № 17, принадлежащий Министерству иностранных дел СССР.

   Напротив дома И. И. Дмитриева стояли несохранившиеся до нашего времени дома поэта Е. А. Баратынского (№ 14—16). У него в 1830-х годах бывал здесь А. С. Пушкин, В 1882 г. эти дома принадлежали сыну поэта — Д. Е. Баратынскому, а позже поступили во владение П. С. Бойцова. В его доме (во дворе, во флигеле) в 1901 году жил А. П. Чехов. Из других домов следует отметить дом (№ 21), с середины XIX в. принадлежавший семье героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н. Н. Раевского (здание не сохранилось). В этом доме после амнистии 1856 г. жил не имевший права жительства в Москве декабрист С. Г. Волконский, женатый на М. Н. Раевской. Официальное место его жительства было в Зыкове (за Петровским парком).

   Последний дом по правой стороне, на углу Садовой-Кудринской улицы (современный № 40), принадлежал после 1812 г. князю А. М. Урусову, у которого были три красавицы дочери. Пушкин часто бывал здесь весной 1827 г. В 1850-х годах дом перешел к графу П. П. Бобринскому, а от него — к 3-й военной гимназии, позже преобразованной в 3-й кадетский корпус, переведенный в Лефортово. В 1914 г. дом принадлежал Военно-инженерному ведомству. Дом № 30, принадлежавший знаменитому врачу Ф. И. Иноземцеву, в начале XX в. перешел к богачам Тарасовым; Для них архитектор И. В. Жолтовский построил в 1912 г. особняк на углу Большого Патриаршего переулка. Темно-серое здание и сейчас мало гармонирует с окружающими его постройками. Оно является копией одного из дворцов в Виченце. построенного великим зодчим эпохи Возрождения — Палладио.

   В 1905 г. весной в бывшем доме Бойцова в квартире Гариной-Садовской устраивались нелегальные лекции социал-демократов-большевиков. Той же квартирой до октября 1917 г. пользовались для явок. 29 октября 1917 г. по Спиридоновке и соседним Малой Бронной улице и Гранатному переулку вели бои пресненские рабочие отряды, оттесняя белогвардейцев к Никитским воротам.




комментариев нет