Добавить запись

Петр Сытин: "УЛИЦА КИРОВА" (Мясницкая)

6 июня 2012, 0:40

... В память С. М. Кирова Мясницкая улица в 1935 г. названа его именем. История улицы начинается с 1472 г., когда Иван III построил здесь церковь Успения на бору, которая вскоре стала называться Гребневской — по иконе, поставленной в ней тем же великим князем. Об этом было записано на хранившейся в церкви доске. В 1482 г. в начале улицы и по современному проезду Серова Иван III поселил выведенные из Новгорода семьи бояр и купцов. В XVI в. улица была заселена уже до Мясницких ворот, главным образом мясниками. Но в 1620 г. мясникам Мясницкой полусотни принадлежало здесь только семь дворов, а в 1638 г. — два. 

В начале улицы стоял Английский двор, в котором жили и торговали приезжие из Англии купцы. В XVII в. улица называлась здесь Евпловкой — по стоявшей на углу с Милютинским переулком церкви архидиакона Евпла, а у Мясницких ворот — Фроловкой, тоже по церкви Фрола и Лавра, стоявшей против Почтамта. Но начиналась улица до XVIII в. не у современной площади Дзержинского, а у Ильинских ворот Китай-города и шла от них по современным Лучникову и Б. Комсомольскому переулкам. К площади Дзержинского до начала XVIII в. вел только узенький переулочек.

В XVII и XVIII вв. улица до Мясницких ворот была застроена домами бояр и других знатных людей, а также церковными домами и монастырскими подворьями. На ней находились подворья архиереев: Рязанского (дом № 1), Вятского (дом № 10), Псковского (дом № 12) и Коломенского (дом № 14). Последние три подворья основаны были в 1679 г. в бывшем владении Приклонского. В каждом из них большую часть двора занимала каменная церковь. Подворья были ликвидированы в конце XVIII в. вместе с церквами, но оставались во владении указанных архиереев весь XIX в. как доходная статья. В 1678 г. в Рязанском подворье был открыт первый в Москве временный военный госпиталь.

При Петре I здесь находилась Тайная канцелярия, потом подворье было отдано грузинскому царю Вахтангу для временного проживани при Екатерине II занималось с 1774 г. Тайной экспедицией, в которой допрашивались Е. И. Пугачев и Н. И. Новиков.

В доме № 5 в начале XVIII в. проживал касимовский царевич Иван Васильевич, а затем — князь А. Н. Долгоруков (1736 г.). Дом № 13 принадлежал в XVIII в. Глебовым-Стрешневым, № 15 — знаменитому при Петре I графу Я. В. Брюсу, № 21—Дмитриевым-Мамоновым, № 20 — князьям Кольцовым-Масальским, № 24 — барону Строганову, № 26 — знаменитому А. Д. Меншикову, затем «бриллиантовому князю» А. Б. Куракину, армянину Н. 3. Лазареву, а с 1792 г. — Московскому почтамту. В нем с 1782 по 1798 г. занимал должность почтдиректора И. Б. Пестель, очевидно, живший при Почтамте. По мнению ряда исследователей, здесь в 1793 г. родился и провел первые годы детства убежденный республиканец, глава Южного общества декабристов П. И. Пестель, «один из самых оригинальных умов, которых я знаю», — писал о нем А. С. Пушкин.

Застройка улицы в XVII—XVIII вв. была по преимуществу деревянной. Барские хоромы или каменные палаты стояли в глубине дворов, а на улицу выходили заборы, конюшни, людские избы и т. п. Исключением в XVIII в. был лишь двор Меншикова (№ 26), выходивший на улицу садами с деревянной оранжереей, и двор барона Строганова (№ 24), застроенный каменными зданиями как во дворе, так и по улице. В нем с середины XVIII в. находился Ассигнационный банк. Его здание в XIX в. было перестроено в современное. Прилегающий к нему переулок был назван Банковским.

В конце XVIII в. великий русский зодчий В. II. Баженов построил для И. И. Юшкова на углу современного Боброва переулка дом (№ 21), сильно перестроенный в XIX в.; внутри сохранилась прекрасная колонная ротонда с наружными и внутренним вестибюлями. Несмотря на изменения, внесенные в фасады здания, оно оставляет впечатление своей суровой простотой и тонким решением планировочной задачи. Корпус по улице и по Боброву переулку объединяет эффектная монументальная полуротонда, дающая импозантное оформление уличному углу. Этот прием В. И. Баженова впоследствии часто применялся московскими зодчими.

Когда в 1783 г. Почтамт взял в аренду, а в 1792 г. Купил у Лазарева бывший дом Меншикова, к нему были пристроены по сторонам еще каменные дома, а сады превращены в передний двор, огражденный с улицы каменным забором с воротами. В таком виде дом просуществовал более 100 лет, пока в 1912 г. архитектором О. Р. Мунцем и инженером Л. И. Новиковым не было построено современное здание Главного почтамта.

В пожар 1812 г. почти все деревянные здания на улице сгорели, и па' их месте были построены каменные дома. Состав населения улицы остался прежний, по преимуществу дворянский, но знати среди него почти не было. А. С. Пушкин, имея здесь друзей и знакомых, часто проезжал по улице. В Кривоколенном переулке, дом № 4, близ Мясницкой улицы, он бывал у поэта Д. В. Веневитинова, у которого в кругу друзей читал в 1826 г. «Бориса Годунова». В своих «Дорожных жалобах» он, сетуя на тяжесть пребывания в дорогах, так вспоминал о Мясницкой улице:

 

То ли- дело быть на месте,

По Мясницкой разъезжать,

О деревне, о невесте

На досуге помышлять!

 

В начале XIX в. в доме № 24 находился Технологический институт, потом, с 1825 г., Строгановское училище технического рисования, названное по его основателю графу Строганову, владельцу дома. В 1860-х годах оно было переведено на Страстную площадь. В доме напротив (№ 19), в конце XIX в. принадлежавшем чаеторговцу С. В. Перлову, находился его чайный магазин. В качестве своеобразной рекламы весь фасад дома был разделан в 1896 г. в китайском вкусе (архитекторы Р.И. Клейн и К.К. Гиппиус), что сохранилось до сего времени.

Эта отделка дома была произведена по следующему поводу. В Москве тогда готовились к коронации Николая II. На коронацию должен был приехать регент молодого китайского императора Ли Хунг-Чанг. С Китаем торговали две московские чайные фирмы: С. Перлова и В. Перлова с сыном. Стало известно, что Ли Хунг-Чанг остановится в доме чайного торговца Перлова, но какого — не знали. С. Перлов ожидал его у себя и поэтому заранее отделал фасад дома и магазин в китайскомвкусе. Но гость остановился у В. Перлова, на 1-й Мещанской (ныне проспект Мира) улице, и затея С. Перлова себя не оправдала.

Дом рядом (№ 17) принадлежал во второй половине XIX в. престарелой бездетной чете Кусовниковых, которые из боязни, что ночью в дом залезут грабители и убьют их, спали днем, обедали ночью, после обеда катались в своем экипаже по центральным улицам Москвы, под утро возвращались домой и укладывались спать.

После их смерти дом был сломан и на его месте выстроен новый. В начале XX в. в нем находилась богадельня. В доме № 21 с 1843 г. пребывало Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавали и учились лучшие художники Москвы. Оно оказало огромное влияние на развитие русского реалистического искусства. Тесно связанное в течение многих лет с «передвижниками», училище было самой передовой художественной школой в России. Ознакомившись с одной из ученических выставок, И. Е. Репин восторженно писал: «Вот где перлы! Вот где таланты!.. Это так своеобразно, сильно, что просто глазам не веришь. Я только думал об этом, что это будет скоро, а оно уже есть, вот оно, наше родное, и в Москве, на родине!.. Нельзя не верить в юные русские силы».

Училище живописи дало русскому искусству В.Г. Перова, И.М. Прянишникова, В. Е. Маковского, Н. В. Неврева, В. В. Пукирева, А. К. Саврасова, И. И. Левитана, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. В. Малютина. Некоторые из них, став преподавателями училища, жили на его территории. В советские годы училище было реорганизовано в Государственные свободные художественные мастерские, а впоследствии — в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, получивший потом новое помещение.

Между Фуркасовским переулком и улицей Мархлевского сохранился в перестроенном виде дом А. Д. Черткова (№ 7), крупного библиофила, создавшего здесь обширное книжное собрание, которое ныне передано в состав Государственной публичной исторической библиотеки. У А. Д. Черткова в 1830—1850-х годах собирались московские ученые и писатели; часто бывали Н. В. Гоголь, М. Н. Загоскин, Ф. Н. Глинка, М. С. Щепкин. В 1836 г., очевидно, интересуясь книжными коллекциями А. Д. Черткова, его посетил А. С. Пушкин. С 1848 г. Чертков возглавлял Общество истории и древностей российских.

Дом № 8 (здание не сохранилось) принадлежал в 1830-х годах историку М. П. Погодину. Здесь у него бывали Пушкин, Гоголь, Щепкин, Аксаков и др. В доме № 13 в 1880-х годах останавливался Д. И. Менделеев. Во второй половине XIX в. Мясницкая улица стала «деловой улицей» буржуазной Москвы. Здесь были сосредоточены конторы и магазины по преимуществу металлургических предприятий. По ней шло главное движение из центра к вокзалам на современной Комсомольской площади.

Мясницкая улица одной из первых получила в 1870-х годах газовое, а в 1890-х годах — электрическое освещение. Уже в XVIII в. она была вымощена булыжником, а в начале XX в. — каменной брусчаткой. Конка в 1880-х годах прошла на этой улице по одной из первых построенных линий; то же было с трамваем в начале XX в. и с метрополитеном в 1935 г. Вместо дворян, во второй половине XIX в. владельцами домов стали купцы и фабриканты: Лепехины, Мазурины, Трындины, а в начале XX в. — Кузнецовы, Стахеевы и др.

Немало памятных мест на улице Кирова связано с революционными событиями 1905 г. В доме № 22 находился Московский профсоюз печатников, 20 октября по улице прошла грандиозная демонстрация с гробом Н. Э. Баумана. 13 ноября в доме Училища живописи (№ 21) состоялось собрание солдат частей московского гарнизона. Вечером 6 декабря в помещении Варваринского акционерного общества (№ 20) проходило четвертое заседание Московского Совета рабочих депутатов, принявшее историческое решение объявить с 7 декабря всеобщую политическую стачку, стремясь всемерно перевести ее в вооруженное восстание.

В дни Великого Октября на улице происходили упорные бои за Почтамт и за Центральную телефонную станцию. В ночь с 24 на 25 октября старого стиля, по распоряжению Военно-революционного комитета, Центральную телефонную станцию, телеграф и Почтамт занял караул революционного 56-го пехотного полка, под начальством Ведерникова. Через некоторое время белогвардейские войска, взяв в плен солдат Военно-революционного комитета, заняли здание Почтамта и телеграфа. Между 28 и 30 октября Мясницкая и прилегающие к ней переулки до Красных ворот находились в руках белых. Улица была опутана трамвайной проволокой, на крышах домов находились сторожевые посты юнкеров, у Банковского переулка было устроено проволочное заграждение. 29 октября после боевого столкновения Почтамт снова перешел в руки революционных войск. Там была установлена охрана из солдат 56-го полка и начал действовать в качестве комиссара В. Н. Подбельский.

Взявшие Почтамт красногвардейцы подошли сюда со стороны Красных ворот, где тоже шли упорные бои с белыми отрядами, стремившимися пробиться к вокзалам. 25 февраля 1921 г. В. И. Ленин с Н. К. Крупской посетили вечером общежитие ВХУТЕМАС в доме № 21, где жила дочь крупного большевистского деятеля в 1917 г. Инессы Арманд — Варя. Владимир Ильич провел здесь около трех часов, беседуя со студентами об их учебе и быте, а также об искусстве и литературе.




комментариев нет