Добавить запись

Петр Сытин БЕЛЫЙ ГОРОД (Общий очерк)

30 мая 2012, 1:15

БЕЛЫЙ ГОРОД

(Общий очерк)

   Белым городом в XVII—XVIII вв. называли часть Москвы между Кремлем и Китай-городом, с одной стороны, и современным Бульварным кольцом — с другой. Названа она была так потому, что в XVI—XVII вв. здесь жили, главным образом, бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, почему земля, занятая их дворами, называлась «белой », т. е. была освобождена от земельных налогов, которыми облагались «черные» земли ремесленников, торговцев и землепашцев.

   В XIV в. западная часть Белого города (Занеглименье) была уже порядочно застроена выходцами из Ржева, Великого Устюга, Новгорода, Твери и Дмитрова. Слободки их стояли по дорогам из этих городов, образуя улицы и переулки. Дворы слобожан были небольшие, почему переулков между улицами было множество; они продолжали один другой, образуя вокруг Кремля и Китай-города множество полуколец. За ними, в отдалении от центра, ставились монастыри. По мнению И. Е. Забелина, монастыри в XII в. стояли на полукольце, составленном из переулков, современное название которых: улица Грицевец, переулок Янышева, улица Семашко, улица Огарева, проезд Художественного театра, Кузнецкий мост.

    Но те монастыри, которые стояли здесь в XV—XVII вв., не были преемниками монастырей XII—XIII вв., хотя, может быть, частью стояли на их месте. Точное местонахождение и названия древних монастырей нам неизвестны.  

    Для защиты западной части города от литовцев и тверичей, воевавших тогда с Москвой, во второй половине XIV в. по трассе современного Бульварного кольца был насыпан высокий земляной вал и впереди его вырыт ров. Надо думать, что в концах подходивших к этому валу улиц существовали переезды через ров и вал, а позже при постройке в XVI в. кирпичной стены, в этих местах были устроены ворота. Восточная часть Белого города, от современной улицы Дзержинского до устья реки Яузы и Москвы-реки, была в то время надежно защищена густым лесом, через который только в конце XIV в., может быть, пролегала одна дорога — Стромынская, шедшая по современной трассе улицы Богдана Хмельницкого.

   В XV в. Белый город усиленно застраивался, особенно з западной части, «загородными» дворами бояр и прочей знати, церквами и монастырями: Крестовоздвиженским, Златоустовским и др. Часть слободских дворов при этом была совсем вытеснена из Белого города, часть оттеснена к его границам, на периферию. Мелкие слободские дворы были заменены большими боярскими; последние вобрали в себя и много переулков, бывших между дворами. В западной части Белого города стало тесно, и строительство началось в восточной части города. В конце XV в. здесь уже вместо леса были дошедшие до нас основные радиальные улицы и часть переулков. Воздвигнутые тогда же церкви носили добавления к своим названиям: «под бором», «под сосенкой», «в дербах» (дебрях) и т. п.

   В конце XV в. Иван III построил на восточном берегу реки Неглинной (между современными Театральным проездом и Пушечной улицей) первый на Руси большой литейный завод — Пушечный двор, изготовлявший пушки и колокола. В 1493 г. Иван III издал указ о сносе дворов, церковок, лавок и пр. за рекой Неглинной на 100 саженей (234,7 м) от кремлевских стен. Образовалась площадь, как плацдарм для защиты Кремля от врага и от пожаров. Площадь доходила до северной стороны современной Моховой улицы. Между современной улицей Богдана Хмельницкого и рекой Яузой, на месте вырубленного леса, Иван III развел большие великокняжеские сады, среди которых находился его загородный двор.

   В XVI в. процесс заселения Белого города усилился, особенно после того, как Иван Грозный построил в 1565 г. между современными улицами Калинина, Герцена и Моховой свой Опричный двор и заселил опричниками всю местность к западу от улицы Герцена. Но и до этого Белый город сильно возрастал, свидетельством чего являются каменные церкви, построенные здесь в нескольких местах Василием III. При Грозном появилось несколько новых монастырей: Алексеевский, Никитский, Воскресенский, Георгиевский, Варсонофьевский, Ивановский. Процесс укрупнения дворов и исчезновения части старых переулков продолжался. Но в восточной части города он шел медленнее. На месте вырубленного леса, наряду с дворами бояр и дворян, значительно большую часть территории занимали слободы торговцев и ремесленников: Мясницкая и Покровская. Среди слобод стояли церкви.

   Вероятно, после сооружения в 1535—1538 гг. стен Китай-города перед ними, по образцу кремлевского, был образован плацдарм, доходивший до северной стороны современного Охотного ряда и восточной стороны проезда Серова. Но Иван Грозный занял плацдарм перед Кремлем, между Боровицкими и Троицкими воротами, царским Аптекарским садом, а место Манежной площади, площади Дзержинского и Лубянского сквера — стрелецкими слободами. На месте современного Охотного ряда и гостиницы «Москва» стали лавки Мучного и Житного рядов. Улицы, где были расположены дворы знати, замыкались на ночь решетками, возле которых дежурили местные люди.

   По улицам денно и нощно разъезжали «объезжие головы», наблюдавшие за могущими возникнуть пожарами и за «лихими людьми». После опустошительного в 1571 г. набега на Москву крымского хана Девлет-Гирея и пожара, почти истребившего Белый, город, в 1586—1593 гг. по современному Бульварному кольцу вместо древнего земляного вала была выстроена мощная кирпичная крепостная стена со многими «глухими» и десятью «воротными» башнями на главных радиальных улицах.

   Водяные ворота вели с современной улицы Ленивки на мост (впоследствии Большой Каменный), Чертольские — с улицы Волхонки, Арбатские — с улиц Фрунзе и Калинина, Никитские— с улицы Герцена, Тверские — с улицы Горького, Петровские — с Петровки, Сретенские — с улицы Дзержинского, Мясницкие — с улицы Кирова, Покровские — с улицы Чернышевского, Яузские — с Солянки. С внешней стороны стен Белого города остался ров, в который были пущены: на западе — ручей Черторый, на востоке — речка Рачка, на севере — безыменные притоки реки Неглинной с современной Пушкинской площади и от Сретенских ворот. С юга естественной защитой служила река Москва.

   С внутренней стороны стен остался старый или был насыпан новый земляной вал, дававший возможность взбегать на стены. Строителем стен Белого города был русский мастер-«горододелец» Федор Савельевич Конь. Им же построена в Москве лучшая башня («Дуло») в Симоновом монастыре и крепостные стены с башнями в Смоленске. До сего времени биография этого замечательного зодчего древней Руси остается неизвестной. Дошедшие до нас постройки Ф. С. Коня свидетельствуют о том, что он был не только прекрасным строителем, но и блестящим военным инженером своего времени. Созданные им оборонительные сооружения поражали современников мощью, тщательной продуманностью наивыгоднейших средств отражения врага.

   По словам Павла Алеппского, стена Белого города была «изумительной постройки, ибо от земли до половины высоты она сделана откосом, а с половины до верху имеет выступ, и потому на нее не действуют пушки... Каждые ворота не прямые, а устроены с изгибами и поворотами, затворяются в этом длинном проходе четырьмя дверьми и непременно имеют решетчатую железную дверь... Если бы даже все двери удалось отворить, эту нельзя открыть никаким способом: ее нельзя сломать, а поднять можно только сверху». Крепостные башни и стены Белого города были выдающимся произведением русского фортификационного искусства XVI в.

   В 1611 г., во время польской интервенции, весь Белый город был сожжен врагами. Не успел он оправиться от этого пожара, как в 1629 г. снова был почти уничтожен большим пожаром. Все же к середине XVII в. он отстроился. Среди моря деревянных зданий выделялись каменные церкви и кое-где, за деревянными заборами, каменные палаты бояр, богатых купцов, монастырских подворий. Они стояли среди обширных дворов, позади которых были плодовые сады, а по сторонам двора — кухни, кладовые, людские избы и пр. Кроме заборов с воротами, на улицы часто выходили глухие стены сараев, так что улицы имели довольно унылый вид, скрашиваемый лишь стоявшими на них церквами да зеленью садов между дворами.

   В XVII в. главные улицы Белого города были покрыты деревянными мостовыми и тротуарами из бревен и досок на них, через многочисленные речки и ручьи были переброшены мостики. Прокладка и исправление мостовых и мостов лежали на обязанности Земского приказа. У городских ворот на современном Бульварном кольце на радиальных улицах стояли лавки, кабаки, цирюльни и прочие заведения, которые до того стесняли проезд, что две встречные подводы еле могли разъехаться. Зато в других местах кривые улицы расширялись чуть не в площади.

   Никакого освещения на улицах в XVII в. не было. Пешеходы ходили в темные вечера с ручными фонарями, а путь колымагам знати и богачей освещали ехавшие впереди и по сторонам верховые слуги с факелами. В личном быту москвичи были чистоплотны, любили часто мыться и париться в банях, почему, кроме многочисленных бань во дворах, в городе было много торговых бань. Однако улицы убирались плохо. Только в конце XVII в. вышли царские указы, обязывавшие владельцев убирать улицы перед своими дворами и вывозить нечистоты и мусор за город.

    В 1707—1708 гг. Петр I, ожидая нападения на Москву Карла XII, построил вокруг стен Кремля и Китай-города высокие земляные бастионы со рвом впереди. Для этого пришлось снести почти все постройки на бывших плацдармах и закрыть существовавшие на их месте проезды. Строения находившиеся на занятой бастионами территории, были перенесены в другие места: Аптекарский сад — на 1-ю Мещанскую улицу, где сейчас Ботанический сад МГУ; Харчевой и Охотный ряды, стоявшие на месте северной половины здания Исторического музея, — на современную Манежную площадь; стрелецкие дворы на Манежной площади, площади Дзержинского и на месте Лубянского сквера были сломаны. Бастионы вокруг Кремля и Китай-города простояли весь XVIII в. и были снесены лишь в 1819—1823 гг.

   В 1705 г. Петр I запретил строить в Белом городе каменные дома, пока не будет завершено каменное строительство в Китай-городе. В 1712 г., после большого пожара, он, наоборот, велел строить в Белом городе только каменные здания. В 1714 г. запретил каменное строительство во всей России, кроме Петербурга, а в Кремле, Китай-городе и Белом городе разрешил строить только мазанки. В 1718 г., разрешив вновь каменное строительство в Кремле и Китай-городе, не разрешил его в Белом городе. И только после смерти Петра I Верховный тайный совет издал в 1728 г. указ, по которому в Москве разрешалось возводить каменные и деревянные строения, «кто какое похочет» и где захочет.

   С 1712 г. новые здания в Белом городе строились «линейно », т. е. по прямой линии, чтобы со временем улицы шли параллельно. Но ширина улиц устанавливалась: в 1730 г.— 12,8 м, в 1742 г. — 17,1 м, в 1752 г.— 21,3 м; ширина переулков соответственно — 6,4; 8,5; 12,8 м. Поэтому даже построенные в одном десятилетии дома по улице ставились фактически по ломаной линии, и эта ломаная линия до сих пор сохранилась на некоторых улицах, например на улице Герцена. С 1750 по 1792 г. постепенно сносились стены и башни Белого города, и на их месте, по плану 1775 г., намечались бульвары. В XVIII в. был устроен только Тверской бульвар, а до Петровских ворот были посажены березки, скоро засохшие; в остальных местах виднелись штабели сложенного кирпича из разобранной стены Белого города и кое-где — ее обнаженные белокаменные фундаменты.

   Лишь с 1797 г. по трассе бульваров стали насаждать аллеи деревьев, а у ворот бывшего Белого города были построены однообразные здания гостиниц для приезжающих. Проектировал и строил их архитектор В. П. Стасов.

   В конце XVIII в. на главных улицах Белого города стояли большей частью каменные дома в два-три этажа, в некоторых местах — даже настоящие дворцы вельмож, построенные первоклассными архитекторами. Улицы были покрыты булыжной мостовой и тротуарами из щебня; с наступлением темноты здесь горели масляные фонари на столбах, стоявших в 20 м один от другого. Но в переулках еще преобладали деревянные дома в один этаж, с мезонином; переулки были вымощены частью булыжником, частью по старинке деревом, тротуары были деревянные, а масляные фонари стояли на расстоянии 30—40 м один от другого. Во дворах было еще много зелени.

   Реку Неглинную в 1789—1791 гг. заключили в открытый канал, шедший от Трубной площади до Кузнецкого моста, а в начале XIX в. — до современной площади Свердлова; дальше река шла еще во рву перед бастионами Петра I. Старое русло ее засыпалось всяким мусором.

   Москва в это время была «дворянской столицей», и в Белом городе, кроме дворцов вельмож и дворянских особняков, находились дворянские учреждения: Благородный университетский пансион, Благородное дворянское собрание, домашние крепостные театры. Университет, театр Медокса на Петровке и другие учреждения тоже обслуживали большей частью дворян. В пожар 1812 г. две трети Белого города сгорели. После изгнания неприятеля в Москве началось большое строительство под руководством знаменитого архитектора О. И. Бове.

   Река Неглинная от Трубной площади до устья была (в 1817—1819 гг.) заключена в подземный канал, и над нею появились новые улицы — Неглинный проезд (ныне Неглинная улица) и Неглинная улица (ныне Манежная). В конце XVIII—начале XIX в. на месте срытых бастионов по берегу реки Москвы были созданы Москворецкая и Кремлевская набережные. Много жилых домов, большей частью деревянных оштукатуренных, в один-два этажа, с мезонином, украшенных колоннами, портиком, лепными веночками и барельефами, было построено и до сих пор сохранилось на второстепенных улицах и в переулках Белого города. Это было господство нового классического стиля. В таком же стиле строились и большие общественные здания, например, восстановленное после пожара 1812 г. здание университета. На новой Петровской площади были построены здания Большого и Малого театров, против университета — здание манежа и др.

   После 1812 г. большая часть дворянских особняков Белого города перешла в руки богатых купцов, фабрикантов и других представителей буржуазии. На стенах бывших особняков появились вывески портных, сапожников, повивальных бабок, а на главных улицах в бывших особняках были открыты магазины.

   Во второй половине XIX и в начале XX в. буржуазия окончательно взяла верх над дворянством как в промышленности и торговле, так и в общественной жизни. Некоторые улицы были уже сплошь заняты магазинами. Появились галереи и пассажи. На Петровке открылся первый «универсальный магазин» Мюра и Мерилиза. Тут же размещались технические, нотариальные и банкирские конторы. Были построены большие общественные здания: Городской думы (ныне в нем Центральный музей В. И. Ленина), Исторического, Политехнического музеев, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Главного почтамта, Центральной телефонной станции и др.

    Бульвары охватили почти все пространство бывшей стены и рва Белого города. Улицы кое-где покрылись асфальтом, гранитной брусчаткой или деревянными торцами, тротуары — гранитными плитами или асфальтом. С 1865 г. в Белом городе в фонарях стал гореть вместо конопляного масла керосин, а с 1869 г. на главных улицах появилось газовое освещение, замененное с 1896 г. на некоторых из них электричеством. На месте двухэтажных домов были построены доходные дома в четыре-пять этажей, большей частью без всякого стиля, а некоторые в упадочных стилях — сперва «псевдорусском », потом модерн.

    Общественный транспорт представлен был большей частью извозчиками, «биржи» (стоянки) которых находились на каждом углу. С 1847 г. на улицах появились «линейки», с 1872 г.— конка, с 1899 г.— трамвай. Однако толпы прохожих на улицах Белого города с каждым годом становились гуще, мешали транспорту, и в Городской думе несколько десятков лет дебатировался вопрос об устройстве метрополитена между центром города и вокзалами, так и не решенный до Великого Октября. В дни Октябрьской революции улицы и переулки Белого города были местом героических боев московских рабочих, руководимых большевиками, за свержение власти буржуазии.

    После Великого Октября в квартиры буржуазии было переселено более 300 тыс. рабочих с семьями, ютившихся в жалких домах на окраинах Москвы. Это в корне изменило состав населения и внешний вид Белого города. Улицы были большей частью асфальтированы, газ в фонарях заменен электричеством. Воздвигнут ряд новых общественных зданий: Центрального телеграфа, Библиотеки СССР имени В. И. Ленина и др.

    Трамвай постепенно снимался и теперь почти совсем снят с улиц Белого города. С 1924 г. его начали заменять автобусы, с 1934 г. — троллейбусы, с 1935 г. — метрополитен, девять станций которого стоят в Белом городе. Извозчики, в связи с этим, уже к 1930-м годам исчезли с улиц Москвы.

   По плану реконструкции Москвы вдвое расширена и застроилась большими и красивыми зданиями улица Горького, Охотный ряд и другие улицы столицы. В 1948—1950 гг. вдоль тротуаров главных улиц Белого города были посажены тенистые деревья, привезенные из окружающих Москву лесов.

 




комментариев нет