Добавить запись

Пеьтр Сытин: "АРСЕНАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ" (в Кремле)

14 мая 2012, 1:19

   Арсенальная площадь образовалась около 250 лет назад. Она имеет форму усеченного треугольника, вершина которого упирается в Никольские ворота, а основание —в Троицкую площадь. Северо-западная боковая сторона занята зданием Арсенала, юго-восточная — зданием Совета Министров СССР. Западная часть площади украшена небольшим сквером. В нем стоит памятник из красного гранита, посвященный героям гражданской войны — учащимся военной школы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, помещавшейся в Кремле, и их командирам. Надпись на памятнике гласит: «Слава командирам и курсантам, павшим в боях против контрреволюции под Ореховом и Синельнико- вом. 29 августа 1920 года».

  До начала XVIII в. на территории нынешней площади стояли дворы бояр и священников, церкви и монастырские подворья. Квартал этих строений был ограничен двумя улицами, шедшими от Никольских ворот. Одна из них, Никольская, вела к центру Кремля — Ивановской и Соборной площадям. Она существовала уже при Дмитрии Донском, а название свое, как и Никольские ворота, получила по монастырю Николы Старого, издревле стоявшему на современной улице 25 Октября.

  Другая, шедшая к Троицким воротам, в начале XVII в. называлась Годуновской — по стоявшим на ней дворам дяди, двоюродного брата и других родственников царя Бориса Годунова. И. Е. Забелин называл ее Житницкой — по располагавшимся на ней деревянным амбарам для хранения зерна. По левой стороне Никольской улицы стоял обширный двор князей Трубецких, сохранявшийся за ними до конца XVIII в. Далее очень большую территорию занимал Чудов монастырь, выходивший на улицу каменной стеной и воротами, с церковью над ними.

  В конце XVI столетия по Годуновской улице, от Никольских ворот до глухой кремлевской башни, ныне называемой Средней Арсенальной, стоял обширный двор боярина Г. В. Годунова, связанный с некоторыми историческими событиями. Будучи близок к царю Федору Ивановичу, Г. В. Годунов не сочувствовал честолюбивым планам своего двоюродного брата Бориса. За год до смерти царя Федора Г. В. Годунов умер от отравы. И. Е. Забелин считал, что его отравил Борис.

   После смерти владельца двор Г. В. Годунова несколько раз переходил из рук в руки и, наконец, в середине XVII в. поступил во владение царя. Часть двора была отдана сербскому митрополиту и именовалась в те годы Сербским подворьем. В нем в 1666 г. несколько дней проживал патриарх Никон во время соборного суда над ним, закончившегося его низложением и ссылкой в Ферапонтов монастырь близ Белого озера. Остальную часть бывшего годуновского двора в эти годы заняли Иноземский и Рейтарский приказы.

   Поблизости располагалось владение дяди царя Бориса — Д. И. Годунова. После смерти его в 1605 г. оно перешло к М. В. Скопину-Шуйекому, прославившемуся в годы польско-литовской интервенции успешной борьбой с тушинским вором и безвременно погибшему в 1610 г., 23 лет от роду. Некоторые из историков предполагают, что молодой, талантливый полководец, подобно Г. В. Годунову, также был отравлен политическими противниками. За двором Д. И. Годунова стоял двор родственника царя Бориса — С. Н. Годунова, после его смерти в 1605 г. поступивший в казну При царе Алексее Михайловиче здесь были построены обширные каменные житницы — 18 амбаров, в которых хранились дворцовые запасы — рожь и овес. По указу Петра I от 12 ноября 1701 г. этот двор и бывшие дворы Г. В. и Д. И. Годуновых были сломаны. На их месте стали строить «Цейхоуз» (Арсенал).

   Середину нынешней Арсенальной площади в XVI и в начале XVII в. занимал большой двор боярина Б. Я. Вельского, перешедший в 1627 г. к тестю царя Михаила Федоровича — Л.С. Стрешневу. Ближе к Никольским воротам размещалось подворье Симонова монастыря. По проискам царевны Софьи царь Федор Алексеевич в 1677 г. приказал построить здесь новые хоромы для царицы Натальи Кирилловны и царевича Петра, чтобы удалить их из дворца. Но царица Наталья отказалась выехать из дворца, и на этой территории был устроен Государев новый запасный двор с «сахарными палатами», «ественными печами» (печами для приготовления пищи — «яств») и складом дров.

  В большой пожар 19 июня 1701 г. сгорели все деревянные строения, стоявшие между Никольской и Годуновской улицами. Петр I подтвердил свой предшествующий указ о запрещении строить в Кремле на погорелых местах деревянные здания и велел воздвигнуть у кремлевской стены, от Никольских ворот до Троицких, «Цейхоуз» (Арсенал) с площадью перед ним. Но Государев новый запасный двор простоял еще 30 лет.

  Строительство Арсенала было поручено русскому зодчему Д. И. Иванову и саксонскому мастеру X. X. Кундорату, или Конрату, под общим наблюдением художников Ивана Салтанова и Михаила Чеглокова. Работы велись с 1702 по 1706 г., затем, по-видимому в связи с готовившимся нападением на Москву Карла XII, были прерваны и вновь возобновлены лишь через 16 лет, в 1722 г. Но и на этот раз стройка вскоре была снова заброшена. В течение 1731—1734 гг. успели, наконец, возвести второй этаж здания. Однако в пожар 1737 г. Арсенал сильно пострадал и был восстановлен, при участии известного архитектора Д. В. Ухтомского, только к 1754 г. Таким образом, строительство его затянулось более чем на полвека.

  С архитектурной точки зрения Арсенал является одним из лучших московских строений первой половины XVIII в. Скупыми средствами в нем достигнута большая выразительность облика. Четкое ритмическое чередование огромных парных окон и свободной глади стен придает зданию исключительную монументальность.

   Петр I предназначал Арсенал для двух целей: он должен был служить складом оружия и военных припасов и военным музеем. При Петре II (1727—1730 гг.) в еще не завершенном здании Арсенала хранились в качестве музейных экспонатов 964 медные и чугунные пушки, 114мортир, 12 гаубиц, 55 медных дробовиков. Однако четкой организации запроектированный музей не получил.

  В первой половине XVIII в. на территории нынешней Арсенальной площади велось еще одно строительство. Прибыв в Москву в 1730 г., императрица Анна Ивановна поручила архитектору В. В. Растрелли поставить для нее в Кремле деревянный дворец. Местом для него избрали Государев новый запасный двор. Его снесли, и летом этого же года дворец был построен. Он прлучил название «Зимний Анненгоф». Тогда же Растрелли построил для императрицы еще один дворец, в Лефортове, — «Летний Анненгоф». В 1736 г. «Зимний Анненгоф» был разобран и перенесен в Лефортово, а место, ранее им занимаемое, отошло под площадь.

   В 1776 г. знаменитому московскому зодчему М. Ф. Казакову было поручено построить напротив Арсенала, по левой стороне Никольской улицы, большое здание для собраний дворянства Московской губернии. Для этого был снесен двор Трубецких. В 1788 г. строительство было закончено, но здание получило иное назначение: в нем разместились два департамента Сената и другие учреждения.

  Дворец, воздвигнутый М. Ф. Казаковым, принадлежит к числу выдающихся творений этого замечательного зодчего. Он прекрасно слился с общим архитектурным ансамблем Кремля. Современники называли этот дворец «мастерским произведением вкуса и изящества». Необходимо заметить, что зодчему пришлось здесь решать очень трудную планировочную задачу. Территория здания Зимний Анненгоф имеет вид треугольника с тремя внутренними дворами, в которые ведут ворота, выходящие на площадь. С окончанием этого сооружения Арсенальная площадь полностью оформилась и получила свои теперешние очертания.

  Здание Арсенала сильно пострадало в 1812 г. Часть его — у Никольских ворот и близ угловой Арсенальной башни — была взорвана уходившими из Москвы французами, внутри здание было подожжено. Но уже в 1816—1828 гг. архитектор О. И. Бове полностью восстановил его. В 1830 годах вдоль цоколя главного фасада Арсенала были размещены на каменных постаментах 875 артиллерийских орудий, захваченных в боях с войсками Наполеона. У южной стены сложены в пирамиды трофейные ядра. Арсенальная площадь тесно связана с событиями первой русской революции 1905—1907 гг. 4 февраля 1905 г. революционер И. П. Каляев убил . здесь московского генерал-губернатора, дядю царя Николая И, великого князя Сергея Александровича. Одетый в поддевку, держа в руках узелок с бомбой, Каляев стоял близ Никольских ворот, ожидая проезда титулованного жандарма. Увидев приближающуюся карету, он бросил в нее бомбу. Великий князь был убит, а Каляев схвачен полицией и казнен.




комментариев нет