Добавить запись

Глобализация и неочевидные аспекты внедрения корпоративной социальной ответственности

16 февраля 2010, 1:06

     Хозяйственный и технологический мир стал проницаем в планетарном масштабе. Не только в России, но и в любой стране отечественные производители вынуждены конкурировать на своем внутреннем рынке с мировыми рекордсменами эффективности производства каждого вида товара. Группа транснациональных корпораций, «мировых лидеров эффективности», уже сегодня способна производить намного больше, чем платежеспособные покупатели во всем мире могут потребить. И этот разрыв дальше будет только расти.

      В сочетании с экологическими ограничениями доминирование темпов роста мирового потенциала производства над темпами роста мирового потенциала потребления объективно ведет к тому, что между бизнесами разворачивается борьба уже не только за эффективность производства, но и за квоты производства (а в перспективе и за само право производства!) 

     Можно достаточно уверенно предположить, что механизм отбора корпораций, допущенных мировой элитой к «достойным» квотам на производство, будет связан с участием в системе открытой отчетности. Подобно тому, как США ныне манипулируют в своих стратегических интересах с понятием «уровня демократичности» тех или иных стран, также в рамках репутационных войн мирового бизнеса будет происходить дискриминация тех компаний, которые не участвуют или в неполной мере участвуют в системе открытой отчетности, а также представляют сомнительные по качеству отчеты. 

     Для таких компаний серьезно возрастает риск того, что они будут на неформальном уровне позиционироваться их конкурентами как структуры социально безответственные, неэтичные, сомнительные, криминализованные, связанные с мафией и т.д. Очевидно, что эти процессы будут активизироваться по мере роста продвижения практики рейтингов социальной и экологической ответственности корпораций - и не только в России.

     Стоит также отметить, что на Западе вошло в моду употребление понятия «социально ответственная продукция». Возникло оно в связи со случаями использования на производстве детского труда. Тем не менее, при желании оно вполне может быть распространено на случаи низкой зарплаты, долгого рабочего дня, пониженных стандартов охраны труда и здоровья – т.е. на ситуации, достаточно часто встречающиеся в российском бизнесе. Не стоит исключать в будущем реализации сценариев, в которых зарубежные конкуренты для блокирования проникновения наших производителей на внешние рынки начнут объявлять немалую часть российского экспорта «социально безответственной» продукцией, подлежащей бойкоту со стороны совестливых «цивилизованных» потребителей.

     Возможно, кому-то подобные сценарии кажутся далекой от реальности фантазией. Тем не менее, в мировой практике уже создан прецедент международных соглашений по вытеснению с рынка социально безответственной продукции. Это так называемая «сертификационная схема процесса Кимберли», в которой участвует более 50 стран, включая и Россию. Суть процесса Кимберли – запрет доступа на рынок цивилизованных стран несертицифированных «алмазов войны». Контроль за месторождениями драгоценных камней является сейчас целью ряда кровопролитных межэтнических конфликтов в Африке, причем финансирование этих войн идет за счет продажи на западный рынок несертифицированных алмазов. В соответствии с достигнутыми соглашениями с 2003 года сертификаты на каждую партию алмазов подлежат обязательному визированию как властями страны-поставщика, так и властями страны-потребителя.

      Можно не сомневаться в том, что заверенный мировыми лидерами список социально безответственной продукции одними африканскими алмазами в ближайшие годы не ограничится.




комментариев нет