Добавить запись

Петр Сытин: «КРАСНОПРУДНАЯ УЛИЦА»

2 июля 2012, 14:57

 

Улица тянется от Комсомольской площади на северо-восток почти на километр, доходя до продолжающей ее Русаковской и до Гавриковой улиц. Красный пруд, по которому она названа, находившийся между современным Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей и занимавший свыше 23 га (то есть территорию, почти равную Кремлю), известен в летописях с 1423 г., когда он назывался Великим прудом. Красное же село (ныне на его месте Красносельские улицы) известно с 1462 г.; по нему, вероятно, пруд позже и был переименован в Красный. Красное село стояло на древней Стромынской дороге, но в конце XVI в. к нему из центра города вела уже новая дорога — по современным улицам Кирова, Домниковской, северной части Комсомольской площади и Краснопрудной улице.

В конце XVII в. на северном берегу пруда находился, по преданию, Краснопрудный царский дворец. Петр I в молодости любил кататься по пруду, особенно в Семик (Троицын день), когда молодежь Красного села водила по берегу хороводы с песнями, а девушки с особыми «русальными» песнями пускали на воду венки, гадая о своей судьбе. В XVIII в. мимо пруда шла уже большая дорога, с деревянным мостом через речку Чечору, вытекавшую из пруда в южной его части — по направлению к современной Бауманской площади. Дорога шла еще в значительной своей части среди полей. Она, как и мост, видна на плане Москвы; :1739 г. Но в конце улицы по ее северной стороне почти против современного Гаврикова переулка на этом плане виден уже большой квадрат, с деревянными зданиями по всем его сторонам.

Это был Фуражный, или Житный, двор, в котором хранились казенные запасы зерна. В середине и в конце XVIII в. к югу от Красного пруда, по сторонам речки Чечоры, происходили постоянные народные гулянья; здесь стояло много качелей и других увеселительных сооружений. В 1759 г. содержатель комической оперы в Петербурге итальянец Локателли построил здесь деревянный театр и давал в нем представления на итальянском языке. Театр вмещал более 4 тыс. человек. В нем был устроен первый «публичный машкерад», а позже ставилась итальянская опера «Граф Карамелла» и др. В 1759 г. командированные из Петербурга в Москву для устройства русского театра артисты Волков и Шумский ставили в «Локателлиевом доме» силами университетского театра русские спектакли. Однако это продолжалось недолго: в 1761 г. театр «рушился совершенно»...

В 1779—1804 гг. по Краснопрудной улице и возле нее была проведена в Москву подземная галерея Мытищинского водопровода. В конце XVIII — начале XIX в. по Краснопрудной улице проходил «Нижегородский тракт», по которому купцы на волах отправляли товары на Нижегородскую ярмарку, а сами направлялись на нее через Преображенскую заставу по Макарьевской (старой Стромынской) дороге или по Владимирке (ныне шоссе Энтузиастов) на ямских тройках или в почтовых, каретах.

До середины XIX в. улица была застроена слабо. В 1850 г. она имела по левой нечетной стороне лишь по три двора на углах с Верхней Красносельской улицей, в которых было лишь три каменных небольших строения, два смешанных, остальные — деревянные. По четной стороне до Нижней Красносельской улицы был лишь один двор купца Урусова, имевший у Нижней Красносельской два больших каменных фабричных здания и семь маленьких деревянных; в этом дворе привольно текла речка Чечора, образуя несколько небольших прудов. За Нижней Красносельской улицей на Краснопрудную выходило 13 маленьких двориков; за этими двориками всю середину обширного квартала занимали огороды и пруд. На северо-западном углу Краснопрудной и Верхней Красносельской улицы в деревянном здании находился издавна казенный питейный дом под названием «Тычок».

С появлением в 11851 г. на Каланчевском поле (нынешней Комсомольской площади) вокзала Московско-Петербургской железной дороги и особенно после того, как рядом с ним были выстроены в 1860-х гг. вокзал Ярославской дороги, а напротив — Рязанской, Краснопрудная улица стала усиленно застраиваться. На ней появились трактиры и съестные лавки, пивные, а также дешевые привокзальные гостиницы и мелкие квартиры. В 1880-х гг. по Краснопрудной улице прошла от центра в Сокольники конка, которая в начале XX в. была заменена трамваем. По южной стороне улицы почти рядом с Казанским вокзалом было выстроено большое кирпичное здание Краснопрудной трамвайной электрической подстанции. Улица была замощена булыжником, освещалась керосиновыми фонарями.

Речка Чечора во время весеннего таяния снегов и осенних дождей сильно разливалась, затопляя дворы по Краснопрудной улице и переулки. С другой стороны, после того как место Каланчевских «лесных рядов» было занято Рязанским вокзалом, чувствовалась потребность устроить эти ряды в другом месте, у железных дорог. Поэтому решили засыпать Красный пруд, а речку Чечору заключить в подземную трубу. То и другое было сделано в период с 1901 по 1910 г. По мере засыпки пруда на его территории ставились лесные склады.

Из памятных революционных мест в этом районе нужно отметить дом № 113 по Нижней Красносельской улице. Здесь зимой 1903/04 г. Н. Э. Бауман организовал подпольную типографию в квартире своей жены, нелегально жившей по паспорту Кузьминой. При типографии ему удалось создать довольно большую подпольную группу — около 20 наборщиков и связистов. Печатаемые здесь прокламации распространялись в Сокольниках, Лефортове, Замоскворечье и других районах Москвы. В марте 11904 г. подпольщики заметили, что за ними ведется наблюдение. Весной Н. Э. Бауман вывез типографию на дачу в район Петровскою парка, где и был арестован 19 июня.

Во время Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. на Краснопрудной улице, у Каланчевской площади находились баррикады, которые обороняла дружина Казанской железной дороги. Верхняя Красносельская улица была занята драгунами, которые под упорным огнем дружинников вынуждены были отсиживаться в полицейском участке. Только с помощью вызванных им на помощь артиллерии и пехоты они смогли овладеть улицей. Ведя наступление на Николаевский вокзал, дружинники использовали глухие дворы Верхней Красносельской улицы. Через них и линию Ярославской железной дороги они проникли на Николаевскую. После боя дружинникам удалось разобрать здесь пути и временно контролировать дорогу.

Перед Октябрьской революцией Краснопрудная по своей застройке и благоустройству мало чем отличалась от ее состояния в 1850 г. Посаженная в 1878 г. вдоль улицы аллея из 200 голландских лип пропала. Совершенно' изменился вид улицы после Великого Октября. В 1920 г. после окончания строительства нового Казанского вокзала на четной стороне ее были построены дома для управления, для служащих и рабочих Казанской дороги. В 1937 г. построен Дом железнодорожников и клуб с разнообразными культурно-просветительными учреждениями. Большими, многоэтажными жилыми домами застроена в 1930-х гг. вся четная сторона улицы между Красносельской и Гавриковой улицами. В 1933—1935 гг. под улицей была проведена линия метро первой очереди, и на углу Верхней Красносельской и Краснопрудной улиц появилась станция метро «Красносельская », построенная по проекту архитекторов Б. С. Виленского, В. А. Ершова и Ромейко.

За последние пять лет (1951—1955) на месте плотины Красного пруда построены три больших здания в 8, 9 и 10 этажей с магазинами и ателье в первом этаже. По четной стороне улицы за красивым пятиэтажным домом с башенкой появился восьмиэтажный дом с колоннами и лоджиями во втором — седьмом этажах. Первый этаж дома занимают продовольственный магазин и большая столовая. Дом доходит до Нижней Красносельской улицы. За домом в 9 этажей на восточном углу улицы, построенным до 1950 г., первый этаж которого занят комбинатом бытового обслуживания, закончено в 1955 г. строительство 14-этажного жилого дома (№ 30—34).

За ним стоит построенный тоже до 1950 г. семиэтажный жилой дом, а далее — четырех- и пятиэтажные дома. При сравнительно большой ширине (45,8 м) улица к востоку от Комсомольской площади стала настоящим проспектом. Но далее, особенно на северной стороне улицы, еще много домов дооктябрьской постройки, в два-три этажа, причем среди них имеются и деревянные неоштукатуренные дома. От Ярославского вокзала улица начинается сейчас каменным зданием, отгороженным простым деревянным забором. Это означает, что здесь уже намечено новое строительство. Против него на другой стороне улицы стоят старые домишки в два-три этажа, низ которых занят различными магазинами.

Несомненно, скоро и они будут заменены новым зданием. По Краснопрудной улице еще движется трамвай, но его все более и -более вытесняют троллейбусы и автобусы, в особенности же идущий под улицей метрополитен, одна из станций которого, «Красносельская», находится на самой улице, другая, «Комсомольская», — вблизи нее. По плану реконструкции Москвы Краснопрудная улица явится частью большой магистрали от Измайлова до Ленинских (бывших Воробьевых) гор. Она будет застроена по обеим сторонам красивыми многоэтажными зданиями, причем даже несколько расширена. На Краснопрудную улицу выходят с юга три Краснопрудных переулка, из которых последний переименован в 1922 г. в Давыдовский — в память старого большевика, рабочего мастерских Казанской железной дороги Я. П. Давыдова, убитого при взятии Перекопа в 1920 г.

 




комментариев нет