Добавить запись

Петр Сытин: «БОЛЬШОЙ ХАРИТОНЬЕВСКИЙ ПЕРЕУЛОК»

20 июня 2012, 10:37

 Переулок назван по церкви Харитония, стоявшей на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков. Он идет параллельно улице Кирова от Бульварного до Садового кольца. До конца XVIII в. переулок назывался Хомутовской улицей, или просто Хомутовкой, затем до 1830-х годов — Хомутовским переулком. Память об этом названии хранит продолжающий Большой Харитоньевский переулок на другой стороне Садовой-Черногрязской улицы Хомутовский тупик. 

В XVII в. на месте переулка и в его окрестностях лежала обширная дворцовая Огородная слобода с огородами и дворами огородников. В 1638 г. здесь насчитывалось 174 двора, а в 1679 г.— 373. Кроме этих дворов, в слободе уже в 1638 г. стояли: восемь дворов церковников, «да на земле тоя Огородной слободы» девять дворов «нетяглых торговых людей» (пирожника, хлебника, калачника, рукавичника и других), 15 дворов «дворян московских и жильцов иноземных служивых людей » и четыре загородных двора знати. Кроме того, «один приходский двор, на нем слобода немецкая, а в нем живет немецкий пономарь», и другой двор — «немецкого попа». Всего в Огородной слободе в 1638 г. было 212 дворов.

Огородная слобода, на землях которой начинался ручей Черногрязка и протекал ручей Рачка, образующий Поганый (Чистый) пруд, снабжала овощами царский двор. В центре ее стояла церковь Харитония Исповедника — в 1620 г. деревянная, а в 1654 г. уже каменная. От улицы, как и сейчас, отходили три переулка справа и три — слева, но назывались они иначе. Большевистский переулок, в прошлом Гусятников, в XVII—XVIII вв. носил название Коровной площадной улицы, так как вел к Коровьей площадке (рынку скота). Малый Харитоньевский переулок назывался Харитоньевской и Огородной улицей — по стоявшей в нем церкви Харитония в Огородниках. Большой Козловский переулок назывался Козловой и Козьей улицей.

Улица Жуковского (бывший Мыльников переулок) именовалась Узкой улицей, а улица Чаплыгина (бывший Машков переулок) — Широкой. Малый Козловский переулок назывался Мальцевым переулком. Проезды современного Бульварного кольца назывались «на валу Белого города», а Садового кольца — «на валу Земляного города».

От загородных дворов знати XVII в. в Большом Харитоньевском переулке остались построенные в конце того века большие каменные палаты дьяка Алексея Волкова (дом № 2 1 ) , в которых ныне размещается Всесоюзная ордена Ленина Академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина. Хотя здание подвергалось ряду изменений, оно все же является интересным образцом высокого искусства русских «мастеров каменных дел». Оно поражает нас своей живописностью.

Его декоративные украшения оригинальны и разнообразны. Они придают облику здания не только пышность и нарядность, но и большую праздничность. Прекрасна кованая ограда перед домом более позднего времени; она является копией ярославских решеток XVII в. В 1727 г. Петр II пожаловал эти палаты «за службу» сподвижнику Петра I — генерал-лейтенанту и подполковнику Преображенского полка (полковником которого считался сам царь) князю Г. Д. Юсупову, потомку ногайских ханов. С тех пор в течение ста девяноста лет, до Великой Октябрьской социалистической революции, палаты и огромный двор за ними находились в роду князей Юсуповых.

Сын Г. Д. Юсупова, Б. Г. Юсупов, по требованию Петра I воспитывался во Франций; внук, Н. Б. Юсупов, был просвещеннейшим человеком своего времени, которому А. С. Пушкин посвятил свое стихотворение «К вельможе». Он владел знаменитым селом Архангельским и имениями почти во всех губерниях России. После его смерти в 1831 г. остались великолепная библиотека, картинная галерея и собрание превосходных статуй. С 1790 г. Н. Б. Юсупов был директором петербургских казенных театров и после этого не прекращал дружеских связей с актерами. В его дом съезжались не только вельможи, но и даровитые художники и ученые. Здесь часто давались балы, спектакли и устраивались музыкальные и литературные вечера.

Рядом с двором князя Б. Г. Юсупова, выходя на Земляной вал, стоял двор канцлера графа А. П. Бестужева-Рюмина. В 1793 г. двором канцлера Бестужева-Рюмина владел действительный камергер А. Н. Зиновьев, дворами князей Юсуповых князья Н. Б. Юсупов и И. И. Юсупов. Рядом с ними были дворы известного мецената, действительного тайного советника И. И. Шувалова, полковника В. А. Измайлова и двор полиции, в котором жил обер-полицмейстер Москвы. В начале и в середине улицы были дворы графа Л. А. Санти и полковника Я. И. Грязнова. Кроме этих девяти дворов, из остальных восемнадцати церкви и духовенству принадлежало шесть дворов, военным >и чиновникам — шесть, купцам — три и остальным — три.

Вероятно, в это время против старинных палат Юсуповых, в их владении по другой стороне переулка, уже стоял по улице большой трехэтажный каменный дом, сооруженный специально для устройства праздников и приема гостей. Возле него находился обширный сад в духе версальских садов, с прямолинейными дорожками, статуями и пр., в середине которого был круглый пруд с двумя каменными лестницами. В этот сад съезжалось гулять высшее общество Москвы.

В 1802—1803 гг., вероятно, в деревянном флигеле дома Юсупова проживала семья С. Л. Пушкина; его трехлетнего сына, будущего великого поэта, водили, гулять в «Юсупов сад». В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А. С. Пушкин посвятил этому саду несколько строк:

 

...И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада,

Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня дерев прохлада;

Любил я светлых вод и листьев шум,

И белые в тени дерев кумиры,

И в ликах их печать недвижных дум...

 

Годом раньше, в 1801 — 1802 гг., семья Пушкиных проживала в том же переулке, в доме Волковых (№ 2), в 1803—1807 гг.— в доме графа Санти (№ 8), а в 1807— 1808 гг.— на этой же улице, на углу Мальцева (Малого Козловского) переулка, в доме князя Ф. С. Одоевского (отца писателя), откуда переехала в Лефортово. Таким образом, все свое раннее детство А. С. Пушкин провел в Большом Харитоньевском переулке, и последний более, чем какая-либо другая московская улица, достоин был бы носить имя поэта.

В 1812 г. почти все деревянные дома Хомутовки сгорели. Сгорел и знаменитый Юсупов сад. После 1812 г. дворы застроились по-прежнему деревянными зданиями. До последнего времени на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков стоял дряхлый одноэтажный деревянный домик, обитый горизонтально досками «рустами», со ставнями у окон, запиравшимися снаружи. Напротив стояла церковь Харитония в Огородниках. Этот домик молва прозвала «Ларинским», предполагая, что именно его имел в виду Пушкин, описывая приезд Татьяны Лариной в Москву.

 

...Вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился. К старой тетке,

Четвертый год больной в чахотке,

Они приехали...

(«Евгений Онегин», гл. VII.)

 

Дом этот некоторое время принадлежал автору сказки «Конек-Горбунок» П. П. Ершову. Теперь на его месте сквер. В 1818 г. в Большом Харитоньевском переулке князьям Юсуповым по-прежнему принадлежало три двора, духовенству— четыре, военным и чиновникам — тринадцать, купцам — два и прочим — один; два двора на углах с Земляным Балом принадлежали полиции.

В 1833 г. князь Юсупов отдал большой дом с двором и остатками сада в аренду правительству, задумавшему устроить здесь приют для бедных, а в 1839 г. и совсем продал его казне. Правительство же устроило здесь в 1836 г. работный дом, куда полиция приводила задержанных на улицах нищих и бродяг. Особая комиссия выясняла личность бесприютных людей и большинство высылала этапом на родину.' Некоторых оставляли в доме, где они работали в мастерских, производили уборку двора и т. п. Нередко их посылали работать на свалку.

В 1863 г. один из современников так описывал этот дом: «Откуда ни погляди, он везде громаден, мрачен, грустен, как заколдованный замок. Маленькие закопченные окна с железными решетками, тяжелые широкие ворота, даже самая окраска этого дома — все соответствовало тогдашнему его назначению: ознакомить бедняка со всякого рода угнетениями, страданиями и обидами! Трудно представить себе устройство бесхарактернее среднего этажа: огромные светлые залы с койками и нарами, изразцовые печи на манер амосовских, хоры, статуи, напоминающие собой княжескую роскошь и театральные зрелища... В нижнем этаже было «стариковское» отделение — в нем был вредный воздух; копоть и дым били на нервы».

С 1839 по 1893 г. работный дом находился в ведении Комитета для разборки и призрения просящих милостыню, а в 1893 г. передан городу. Последний стремился превратить это учреждение в Дом трудолюбия, но желающих остаться жить в нем находилось мало. Даже в 1913 г. добровольно призреваемых в нем было только 54%. Кроме Харитоньевского, Дом имел в это время еще Сокольническое и Таганское отделения с мастерскими.

В 1877 г. при работном доме было открыто ремесленное училище для детей, задерживаемых вместе с нищими, В 1912 г. в нем училось 119 человек. В 1880-х годах старые палаты юсуповского дома были реставрированы, но неудачно: были удалены старинные украшения окон и дверей, и дом потерял свой прежний вид. В настоящее время этот переулок, как и многие улицы в Москве, находится в периоде реконструкции. По его нечетной стороне, начиная от Садовой-Черногрязской, строятся большие каменные дома. Из больших учреждений в переулке находятся: Всесоюзная ордена Ленина Академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, Научно-исследовательский институт глазных болезней имени Гельмгольца, две средние школы, чулочная фабрика, поликлиника и детская амбулатория.

В бывшем Мыльниковом преулке (№ 8) проживал с 1910-х по 1921 г. отец русского воздухоплавания профессор-аэродинамик Н. Е. Жуковский, а в бывшем Машковом переулке (№ 1-а) — академик С. А. Чаплыгин. Их именами названы улицы, на которых они жяли. В Большом Харитоньевском переулке, в доме № 20, жил в 1872—1873 гг. астроном Ф. А. Бредихин, в доме № 17 жил в детстве драматург А. В. Сухово-Кобылин, в доме № 14 —художник П. А. Федотов. Дома № 20 и 14 перестроены. В параллельном Большому Харитоньевскому переулке Стопани (бывший Фокин) 8 сентября 1935 г. был открыт Московский городской Дом пионеров.

В Малом Харитоньевском переулке, в доме № 4 (ныне Отделение технических наук Академии наук СССР), часто бывал В. И. Ленин. 18 января 1919 г. он выступал здесь на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов; 17 апреля 1919 г.— на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся; 31 июля 1919 г.— на I съезде работников просвещения и социалистической культуры; 28 октября 1919 г. — перед учащимися курсов Наркомпроса по внешкольному образованию; 1 сентября 1920 г. — на II Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры; 3 ноября 1920 г.—  на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования; 17 октября 1921 г.— на заседании II Всероссийского съезда политпросветов.




комментариев нет